Как правило, сегодня человек ищет гуманизма не в общении с Богом, но в демонизме мира сего. Человек хочет «наслаждаться» жизнью. Но, ища самого себя, вместо того чтоб искать Бога, человек теряет самого себя. Ему недостает основного, главного - быть подлинным человеком. Вместо того чтобы искать этого в Творце, он ищет в творении. И поэтому человек все больше и больше отчуждается от Первопричины. Он становится все более глухим для Слова Божия, слепым для Божьих дел и действий. Человек не заинтересован Богом и Его волей. С удивлением он смотрит на того, кто хочет говорить с ним о Боге. Ему это кажется мертвой реликвией, возвращением к странному суеверию. И если человек еще не опустился так низко, то все же он растерянно стоит перед вопросами: где Бог? почему Бог молчит в виду такой нужды и несправедливости? где Его любовь? Для удалившегося от Бога все эти вопросы остаются без ответа.
Да, надо иметь антенну для Божьей волны! Надо иметь орган, чтобы познать Божий дар и Божью волю! Несомненно, что многие люди имеют большое желание верить в Бога, жить в гармонии и мире с Богом и испытать Его влияние в жизни.
Это могло побудить и Никодима, фарисея и члена синедриона в Иерусалиме, прийти к Иисусу Христу. О нем повествуется следующее: «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3: 1-2).
«Был некто» - также один из многих. Но как человек он искал нечто, чтобы быть подлинным человеком, чего ему еще не доставало.
Во второй главе Евангелия от Иоанна сказано: «Ибо Сам (Иисус Христос) знал, что в человеке» (Ин. 2:25), поэтому Христос не нуждался в информации о людях, которые встречались Ему на пути. Он был не только хорошим знатоком человека, но слово Божие говорит о Нем больше. Это напоминает нам о высказывании пророка Самуила в момент, когда он из многих сыновей Иессея из Вифлеема помазал царем как раз младшего и, казалось бы, ничего не значащего Давида. Тогда пpopoк сказал: «Ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16: 7). Такой божественно-пророческий взор имел также и Иисус Христос. Он видел человека насквозь в его стремлениях, в его блужданиях, в его страстных желаниях, в его грехе и виновности.
Над жизнью Никодима можно было бы поставить надпись как заглавие: Также только человек! Это должно облегчить нам стать рядом с ним или позади и слушать его беседу с Иисусом Христом. Ибо то, что искал Никодим, в том и мы нуждаемся: Божью опору и руководство в жизни, утешение во многих страданиях и разочарованиях и в силе, чтобы сносить все невзгоды.
Еще больше мы нуждаемся в последней уверенности о смысле и цели нашей жизни и нашей веры.
Никодим чувствует, что нечто подобное есть. Не напрасно он читал в Священном Писании, в книге пророка Иеремии: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь…» (Иер. 29:13-14).
Без искания нам не достичь этой цели. Уверенность в Боге не растет, подобно волосам на голове. Для этого надо приложить усилия. И вот, эта энергия для искания есть не во всех. Многое, что называлось богоисканием, было не более, как только забава! В Библии сказано: «Всем сердцем вашим». Кто дерзнет утверждать о самом себе, что он так искал?
Не удовлетворяйтесь традицией или смутными представлениями! Есть несравненно больше, что касается познания Бога и личного опыта в общении с Ним, чем вы до этого обладали.
Немедленно возникает вопрос: как это делается? Пример Никодима должен помочь нам в этом. Никодим находит время для этого важного вопроса. У нас всегда есть время для маловажных вещей. Мы уделяем много места второстепенному. И почему бы нам не уделить еще больше времени для вопроса нашего отношения к Богу? Даже, если бы это нам стоило целой ночи!
Никодим был, безусловно, слишком занятым человеком, который нуждался в ночном покое, чтобы утром быть бодрым и свежим для служения. Но для вопроса, который привел его ко Христу, у него всегда было время. Возможно, в какой-то мере содействовало то, что он не хотел, чтобы его сотоварищи узнали о его ночном посещении Иисуса Христа. Но главным был не страх перед человеком, заставивший выбрать его ночной час, ибо мы видим, что в последствии он мужественно выступил в синедрионе на защиту Христа (сравни Ин. 7:50).
Есть темы, которые нельзя разрешить, глядя на часы. В вечерние сумерки и в ночной тиши, когда умолкает шум дневной суеты, можно легко вести беседу. Мы хорошо это знаем.
Но не дискуссия, как таковая, является помощью в нашем вопросе. В дискуссии каждый хочет быть правым, и часто мы вращаемся в этой карусели. Никодима влекло к Иисусу Христу желание услышать живое слово. Религиозного сектантства было очень много в Иерусалиме во все времена. Но не каждая религиозная клика может помочь нам. Мы нуждаемся в живом слове. В ходе беседы станет ясным, что Никодим поступил правильно, придя к Иисусу. Он не был разочарован. Тот не пройдет мимо Христа, кого серьезно занимает вопрос о Боге. Тот, кто старается обойти Христа, теряет напрасно время. И тот, кто в своей молитве принципиально избегает имя Иисуса Христа, тот не имеет ясности в вопросе своего спасения.
Кто, например, внимательно читает о перемене в жизни Савла (Деян. 9 гл.), тот знает, что только явление Воскресшего и беседа с Ним сделали из благочестивого фарисея истинного свидетеля Божия.
У Никодима эта перемена не была такой неожиданной. Он не был таким страстным в ненависти, как Савл, не был горячим в любви. В чем же препятствие у Никодима? В чем он может быть примером для нас?
Для людей, подобных Никодиму, характерно то, что они начинают свое обращение к Иисусу Христу словами: «Равви! мы знаем …». Это исходный пункт для интеллектуалов. Гете влагает в уста студента Вагнера в «Фаусте» такие слова: «Правда, я много знаю, но я хочу знать все». Как известно, он подразумевает под этим образом студента вождя берлинских рационалистов, продавца книг Николая. Но мы, современные люди - неисправимые рационалисты, к сожалению, и в религиозных вопросах. Одни думают, что пользуясь разумом, они могут судить о Боге и критиковать Его. Другие мучаются в интеллектуальных сомнениях и ожидают разрешения вопросов в религиозных импульсах. И даже благочестивые часто думают оградить себя научными тезисами и нормированным богословием от Бога. Все эти люди уподобляются Никодиму: «Равви! мы знаем…». Конечно, Никодим признает, что он мало знает. Но все же он кое-что знает. На этом немногом знании о Христе он хочет строить свое богопознание.
Таким путем человек никогда не придет к новой жизни. Никодим ищет не Спасителя грешников, но учителя богословия. Как долго мы на этом пути, мы всегда придем к такому арифметическому вы воду: 1) мое собственное знание и 2) также еще твое знание, которое ты сообщишь мне. «Мы знаем», кто Ты есть! Кто так относится к Иисусу Христу, тот не уйдет далеко в познании Бога.
Люди рассуждают о Христе человеческими категориями. Но этим они ничего не выигрывают. Наоборот - много теряют. Они ставят самих себя выше Иисуса Христа. Они делают Его относительным, а это значит - сравнивают с другими величинами вместо того, чтобы преклониться перед Его абсолютным величием. Они стараются лечить тревогу сердец, глотая интеллектуальный опиум. Но было бы лучше, если бы личность Иисуса Христа не давала им покоя.
Спросим себя искренно: что мы вообще то «знаем»?
Конечно, человек начал исследовать природу и в этом направлении сделал кое-какие успехи. Но человек везде зависим от экспериментов. Только тогда, когда наш разум, наши гипотезы подтвердятся в тысячекратных повторениях, мы можем из этого делать правило или теорию. Но и они не являются окончательными. Об этом свидетельствует кризис естествознания наших дней.
Но где эксперимент - повторяющееся наблюдение - невозможно, там мы ничего не знаем.
Иисус Христос - неповторимый. Поэтому о Нем мы ничего или очень мало можем сказать в научном смысле. В этом затруднительное положение богословия, которое в странном «самоограничении» хочет быть экспериментальной наукой. Это нищета из высокомерия, но не та нищета духа, к которой относится обетование Иисуса Христа (Мф. 5:3).
Как отвечает Иисус Христос Никодиму? Христос вообще как бы игнорирует рассуждения Никодима. Поэтому между ними не возникает ни дискуссии, ни вопросов и ответов, как это Сократ практиковал со своими учениками. В ходе беседы Иисус Христос сказал Никодиму: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3:12). Небесное есть то, что касается небес. Оно может быть очень важным, но в настоящий момент важнее «земное».
Это значит, что должно нечто произойти здесь, на земле, прежде чем мы попытаемся проникнуть в небесное.
Иисус Христос прерывает нить мыслей Никодима дважды повторяемым и подчеркнутым «истинно!» Это слово известно уже в Ветхом Завете как слово подтверждения, которое мы произносим в конце молитвы: «Аминь!». Это правда, это так есть! Иисус Христос первым поставил это слово в начале Своих изречений. Он ставит это слово перед высказываниями, которые кажутся нам противоречивыми. Он считается с этим, что душевный человек (человек по природе) заявит свое возражение. Но Иисус Христос не предлагает Свои высказывания нашей критике, но Он придает им с неограниченным авторитетом: так и только так! «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Никодим! Здесь вопрос не в расширенном, новом знании. Здесь вопрос о новой жизни! Если ты не имеешь этой жизни, то ты слеп и еще раз слеп для Божьего царственного управления, для Царства Божия!
Эти слова делают человека милосердным. Всякое глумление неверия не должно нас оскорблять. Со слепыми не идут в Эрмитаж или в Третьяковскую галерею. Знание этого делает нас терпеливыми: неверующий ограничен ради недостающего ему органа.
Но, однако, это слово является также атакой против всех наших сконструированных религий. Такая религия не является росписью потолка, богатая фантазиями. Она остается только картиной, воображением.
В жизни веры дело не идет только о мнениях и взглядах, но о жизни, рожденной в нас Богом. Здесь вопрос не о степени увеличения познаний. Здесь вопрос о новом дне рождения. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). Другого пути нет. Иисус Христос делает на этом ударение ясно и недвусмысленно.
Неужели христианство забыло эту истину? В данный момент нас не интересует, как это происходит? Это - другая тема. Здесь вопрос, прежде всего, в простом утверждении: без рождения свыше вы находитесь вне Царства Божия. Без рождения свыше вы не увидите Царства Божия! Только после совершения чуда над вами у вас открываются глаза для действий Божиих. Тогда вы начнете познавать величие Христа. Ваши глаза и уши откроются для слова Божия, для Библии, Библия станет для вас дорогой и ценной книгой. Пробудится интерес к действиям Божиим среди собственного народа и других народов. Вы будете сами заинтересованы, чтобы и другие стали участниками этой жизни. У вас появится желание свидетельствовать другим о Христе. И жизнь ваша с каждым днем будет преображаться. Иисус Христос не будет для вас проблемой и малозначащей фигурой в вашей жизни. Он будет открываться вам в повседневной жизни. Тогда вы скажете: «Мы знаем, что веруя в Него, имеем жизнь вечную, потому что перешли от смерти в жизнь».
- - - - - - -
Источник: Бранденбург И. Р. Второе рождение // Вера и Жизнь. - 1980. - № 4 (31).