Подходит к завершению очередной год, и снова возникает необходимость подведения некоторых итогов чтения букв, расположенных в определенной последовательности. Продолжая начатую в прошлом году традицию, снова разобью прочитанные в этом году книги на две группы: религиозная литература и художественная литература. Только в этот раз рассмотрю их отдельно.
Первая часть посвящена религиозной (богословской) литературе.
В этой «номинации» список лучших пяти книг имеет следующий вид:
5) Джерри Бриджес. Благодать преображающая; 4) Эйден Тозер. Величие Бога; 3) Меир Шалев. Впервые в Библии; 2) Чарльз Колсон и Гарольд Фикетт. Счастливая жизнь; 1) Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего.
А теперь немного подробнее.
Джерри Бриджес. Благодать преображающая. В этой книге автор демонстрирует библейский взгляд на благодать, последовательно раскрывает различные грани благодати Божьей, характеризует особенности «пути закона» и «пути духа». Понравилась авторская иллюстрация благодати, представленная в следующей цитате:
«Сказать, что благодать - это "доплата" к соблюдению Божьих законов, все равно, что сравнить двух людей, которые пытаются перепрыгнуть через Великий Каньон. От одного края Каньона до другого - около пятнадцати километров. Предположим, один прыгает на десять метров, а другой - всего на два. И что из этого? Несомненно, один может прыгнуть в пять раз дальше, чем другой, но если сравнивать дальность его прыжка с шириной Каньона (15000 метров), то разница перестает иметь хоть какое-нибудь значение. Когда Бог строил мост через "Великий Каньон" греха, то не остановился на расстоянии двух или десяти метров от края пропасти, а достроил его до конца.
Даже попытка перепрыгнуть Великий Каньон не точно отражает нашу удаленность от Бога. Этот пример окажется полезен, если мы твердо знаем, что люди действительно пытаются прыгать через Великий Каньон, т.е. что большинство людей пытается заработать билет в рай, и несмотря на искренние усилия им не удается выстроить мост через пропасть греха, разделяющую их с Богом.
На деле все обстоит иначе. Почти никто не напрягается, чтобы заработать на билет (Мартин Лютер до своего обращения к Богу был редким исключением). Наоборот: почти каждый уверен, что его дел вполне хватает для входа в рай. Почти никто не пытается "прыгнуть подальше". В уме мы уже уменьшили ширину Каньона и считаем, что его можно преодолеть, не затрачивая дополнительных усилий. Тот человек, нравственный облик которого можно приравнять к прыжку длиной в десять метров, думает, что ширина пропасти не более девяти. Тот, который может прыгнуть на два, уверен, что ширина пропасти не превышает полутора метров. Все уверены, что их добрых дел вполне достаточно, чтобы удовлетворить Бога, и Тот продаст им небесное обиталище за наличную "валюту"».
Эйден Тозер. Величие Бога. Эта книга является еще одной попыткой ответить на вопрос о качествах и атрибутах Бога. Каждый из разделов книги раскрывает одно из качеств Бога: Его самодостаточность, независимость, вечность, бесконечность, неизменность, всемогущество, вездесущность, верность, милосердие, любовь, святость и многие другие. Автор уверен, что все качества и атрибуты Бога взаимозависимы и взаимодополняемы, их нельзя отрывать друг от друга или противопоставлять. Цитата из книги:
«Все действия, которые совершает Бог, находятся в полном соответствии со всеми Его атрибутами. Ни одно из этих свойств не противоречит другому, но все они гармонично сочетаются друг с другом и соединяются в бесконечной бездне Божества. Все, что делает Бог, согласуется с тем, чем является Бог, в Нем существование и деяние - одно и то же. Очень часто, изображая Бога, пытаются отделить Его справедливость от Его милосердия, что полностью противоречит фактам. Подумать о Боге как о существе, которое склоняется сначала к одному из Своих свойств, а потом к другому, - это значит представить себе Бога, не уверенного в Себе, бессильного и эмоционально неуравновешенного, и тогда это будет уже не истинный Бог, а всего лишь Его бледное отражение.
Будучи Тем, Кем Он является, Бог не может перестать быть Тем, Кем Он является, и, следовательно, Он не может действовать так, чтобы это противоречило Его характеру. Он одновременно верен и неизменен, поэтому все Его слова и дела должны быть и должны оставаться верными. Люди становятся неверными, уступая желанию, страху, слабости, из-за утраты интереса или под воздействием сильного влияния извне. Очевидно, что ни один из этих факторов никак не может влиять на Бога. Он Сам - Своя собственная причина всего того, чем Он является и что делает. Его не могут ни к чему принудить внешние обстоятельства, Он всегда говорит и действует от имени Самого Себя, по Своей Собственной суверенной воле, так, как Он считает нужным».
Меир Шалев. Впервые в Библии.
Автор книги поставил перед собой задачу рассмотреть те моменты библейского повествования, которые впервые упоминаются в Священном Писании: первую любовь, первую смерть, первый смех, первый сон, первую ненависть, первый обман и т.д. Следует отметить оригинальные и остроумные комментарии автора к различным библейским цитатам, свежий и порой неожиданный взгляд на многие аспекты ветхозаветной истории народа Божия. Не со всеми выводами автора можно согласиться, но в целом книга дает обильную пищу для ума.
Вот один из примеров наблюдательности и чувства юмора автора:
««Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20, 10). В скобках можно спросить, почему среди заслуживающих отдыха не упоминается также «твоя жена»? Но так это в Библии - кто-то ведь должен подавать мужчинам еду и убирать со стола посуду в субботу тоже».
Чарльз Колсон и Гарольд Фикетт. Счастливая жизнь.
Чарльз Колсон в свое время был главным политическим советником президента Никсона. После политического скандала, известного как «Уотергейт», Чарльз оказался в тюрьме, его карьера была разрушена. Личная трагедия заставила Колсона переосмыслить свою жизнь, и впоследствии он стал известным христианским служителем, который посетил множество тюрем по всему миру, благовествуя об Иисусе Христе. Книга содержит множество реальных историй из жизни как самого Колсона, так и других известных и не очень известных людей. Небольшая цитата из книги:
«Тюрьма оказалась одним из лучших периодов моей жизни. Именно поэтому в передаче «60 минут», посвященной двадцатой годовщине Уотергейта, я сказал тележурналисту Майку Уоллесу, чем немало удивил его: «Я благодарю Бога за Уотергейт». Тюрьма не только радикально преобразила мои взгляды на жизнь, но и предоставила мне практическую возможность того, на что я уже не надеялся - по-настоящему служить другим. В моем случае это стало служение заключенным в разных уголках мира.
Мой пример ярко иллюстрирует тот факт, что в самом сердце тайны под названием «жизнь» лежит следующий парадокс. То, за что мы боремся, зачастую оказывается нам менее всего нужным. То, чего мы больше всего боимся, может оказаться для нас величайшим благословением».
Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего.
Николас Томас Райт - крупнейший современный библеист, профессор Нового Завета и истории раннего христианства в Университете Сэнт Эндрюс в Шотландии, преподавал Новый Завет в Оскфорде и Кембридже, с 2003 по 2010 годы был епископом Даремским. Его книга - это своеобразная энциклопедия вопросов и ответов, которые объединены темой посмертной участи человека. Автор исследует множество верований, так или иначе связанных с данной темой, после чего переходит к исследованию ветхозаветных и новозаветных взглядов относительно воскресения и жизни после смерти. Воскресение Иисуса Христа рассматривается автором не только как важное событие истории, но и как твёрдое основание надежды христиан на личное воскресение и жизнь вечную. Книга довольно объемна, она изобилует множеством цитат и ссылок, так что порой становится даже довольно сложно пробираться через лабиринты рассуждений автора, но в целом книга оставляет впечатление целостного, очень информативного и благословенного богословского труда.
Цитата из книги:
«Воскресение означает, что Иисус - мессианский «Сын Божий»; что эсхатологическая надежда Израиля исполнена; что настало время народам мира подчиниться Богу Израиля. Воскресение, истолкованное в этом смысле, поставило первых христиан на путь конфронтации, чтобы не сказать - столкновения, с другими группами иудеев того времени, особенно с иудейскими властями. Любое заявление о том, что Бог Израиля действовал скорее здесь, чем где-либо еще в иудаизме (например, в Храме!), и именно таким образом и оправдывал человека, чьи дела и учение были весьма спорными, неизменно вызывало бурю. Суровые фарисеи, такие как Савл из Тарса, верные совершенно иной эсхатологической и политической программе, ужасались при разговорах об этом человеке, воскрешенном из мертвых, со всем, что отсюда следует. Официальная иерархия, большей частью саддукеи, ужасалась вдвойне. Учение о воскресении всегда было непривычной, революционной доктриной, и это новое движение оправдало их худшие опасения на этот счет. Они «досадовали на то, что ученики провозглашали в Иисусе воскресение из мертвых».