Тема послушания и непослушания пронизывает все Священное Писание, от первой книги до последней. Начиная от Адама и Евы, которые ослушались Бога и вкусили от древа познания добра и зла, и далее мы находим множество примеров того, как люди шли по этой жизни либо своими путями, либо тем путем, который им указывал Бог. И мы видим также последствия этого. Иисус однажды рассказал притчу о том, как один человек, у которого было два сына, обратился к каждому из них со словами «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Один из них сказал в ответ: «не хочу»; но после, раскаявшись, пошел. Второй сказал: «иду, государь», и не пошел (Мф.21:28-30). Иисус не раскрывает далее последствий тех решений, которое принял каждый из них. Цель у Господа тогда была иная: показать, что священники и фарисеи, которые на словах провозглашали свою верность Богу, на деле попирали Его заповеди, их сердца были закрыты для покаяния; в отличие от них, мытари и блудницы, осознавая свою греховность, каялись пред Богом и были Ему послушны. Они были подобны тому сыну, который сказал «не хочу»; но после, раскаявшись, пошел.
Итак, мы не знаем дальнейшую судьбу этих сыновей, но можем с большой долей вероятности предположить, что было дальше, поскольку и наше послушание, и наше непослушание имеют свою цену. В 28 главе Книги Второзаконие содержится перечень благословений за послушание заповедям Божиим и перечень проклятий за непослушание.
Втор.28:1-2 «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего»…
Втор.28:15 «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя»…
В этих словах показан общий порядок нашей жизни на земле, изображен тот закон «сеяния и жатвы», который закономерно проявляется в судьбах отдельных людей и целых народов. Можно много говорить о том, какую цену платят те, кто не желает слышать о заповедях Божиих. Однако сегодня хотелось бы поговорить о том, что порой и за послушание приходится платить немалую цену.
Прочитаем два места из Библии.
Быт.21:9-14 «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается,
10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
11 И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.
12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.
14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»
Мф.1:18-20 «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого»
Вот такие две реальные, жизненные ситуации. Две разные семьи, разделенные между собой многими столетиями, разные проблемы, разные последствия. Аврааму пришлось отпустить Агарь с сыном, которого она родила ему. Иосифу пришлось не отпускать Марию, которая забеременела вне брака. Оба решения дались нелегко. И у Авраама, и у Иосифа был выбор: поступить так, как они считали правильным, или сделать так, как им сказал Бог. Каждый из них принял решение идти путем послушания воле Божьей. И каждое из этих решений имело свою цену. И эта цена заключалась как в собственной самооценке, так и в оценке окружающих людей.
Что сложнее: выгнать из дома своего сына или принять чужого, стать для него отцом?
С одной стороны, Аврааму должно быть сложнее, ведь людская молва безжалостна к тем, кто прогоняет своих детей. И ему приходилось жить с этим, с тем, что у него за спиной шептались, в него показывали пальцем. Но самое неприятное - это жить с постоянным чувством вины. Ведь это мой сын, плоть от плоти и кровь от крови моей…
Почему все так произошло в жизни Авраама?
Быт.16:2 «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары»
Наверное, каждая семья имеет свою историю внутренних конфликтов, ошибок, компромиссов. Аврааму было нелегко: с одной стороны, он имеет обетование Божье о рождении сына, а с другой, есть жена, у которой есть своё понимание ситуации. Она не желает ждать, ей природа и так уже не оставила практически никаких шансов, она чувствует себя ущербной из-за того, что не может подарить мужу ребенка. Она ищет выход и предлагает свое решение. И Авраам принимает это решение. Может, не сразу, может, Сарре пришлось преодолевать долгое сопротивление мужа, но решение было принято. Авраам проявил послушание, но не тому, что сказал Бог, а тому, что сказала жена. Прошло время, и Аврааму приходится принимать новое решение. Мы по-человечески можем думать, что в той или иной ситуации лучше поступить так или иначе, но в конечном итоге все будет так, как сказал Бог. И если мы когда-то приняли решение не «по духу», а «по плоти», нам придется заплатить свою цену. Каждое наше непослушание и каждое наше послушание имеет свою цену.
В случае с Иосифом, мужем Марии, Бог также оставил ему выбор. Интересно, как мы прочитали, «по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Бог открывает Иосифу истину еще прежде его сочетания с Марией. Он еще может расторгнуть помолвку. И от его решения зависит очень много, возможно, судьба всего мира, ведь Марии было бы очень сложно вырастить и защитить своего младенца в одиночку, да еще и рожденного вне брака. Цена решения Иосифа была очень велика. Но как показали события, Бог сделал правильный выбор. Его выбор пал на именно эту пару, Иосифа и Марию, которые были способны исполнить божественный замысел. Конечно, Бог их хранил и направлял, посылал Ангела и прочее, но если бы не их послушание воле Божьей, ничего бы не было, и мы с вами, возможно, в эти дни не праздновали бы Рождество.
Итак, как мы видим, наше послушание воле Божьей также имеет свою цену. Иногда, исполняя волю Божью, приходится поступать вопреки общественному мнению, взглядам родных и близких, своему внутреннему убеждению. Но наше послушание может иметь и более высокую цену. Достаточно вспомнить историю другого Иосифа, сына Иакова.
Быт.37:13 «И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я»
Мы знаем с вами, как дорого обошлось Иосифу его послушание воле отца. Отец без всякой задней мысли посылает своего любимого сына далеко от дома, к братьям. У него и в мыслях не было, что может произойти что-то непоправимое. Родители часто считают, что их дети - если уж и не самые лучшие, то они уж точно не совершат никакой подлости. Но у Иосифа уже были стычки со своими братьями в «неформальной обстановке», и он, возможно, понимал, что такая встреча вдали от дома может пройти не совсем гладко. Но все, что Иосиф говорит своему отцу в той ситуации: «вот я». Я поступлю так, как хочешь ты, отец!
Наше послушание может иметь и такую цену. В истории с Иосифом в конечном итоге все закончилось хорошо, но не всегда так бывает. В 11 главе послания апостола Павла к Евреям содержится множество примеров веры и послушания сынов и дочерей Божиих. В конце главы есть оптимистичные слова, которые демонстрируют нам чудеса веры.
Евр.11:32-34 «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих»
Прямо феерия какая-то, яркая иллюстрация к богословию процветания! Сплошные благословения и победы! Но в 35-м стихе характер повествования неожиданно меняется.
Евр.11:35 «жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение…»
Оказывается, послушание может иметь и такую цену!
Бог очень ценит послушание своих детей. Слово Божье открывает нам, что «послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар.15:22). Но насколько мы сегодня осознаем это?
Апостол Павел сказал однажды:
2Тим.3:1-2 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны»
Послушайте, эти слова говорит тот, кто писал: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, … много раз [был] … в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор.11:24-26). Это, оказывается, еще были времена не тяжкие! Что-то, в понимании Павла, есть пострашнее времен Нерона, Диоклетиана и других гонителей христиан!
Вы знаете, одно из преимуществ того, что ты становишься дедушкой или бабушкой, это то, что снова приходится брать в руки сказки. Недавно я обратил внимание на слова из сказки о Василисе Прекрасной. «Решил однажды царь-государь женить троих своих сыновей». Мы еще посмеялись дома: «вот какой продуманный царь, это какая-же экономия: вместо трех свадеб отгулять одну, чтоб одним махом всех сыновей сразу женить». Но в этих словах есть и еще один интересный момент: раньше женились не тогда, когда сыновьям захотелось, а когда отец решил. Послушание родителям - это не было что-то из ряда вон выходящее. Наоборот, непослушание воспринималось как порок. Двести-триста лет назад слова этой сказки ни у кого не вызвали бы удивления или возмущения, не говоря уже о более древних временах. Во Второзаконии даже написано, что «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их… то… все жители города его пусть побьют его камнями до смерти» (Втор.21:18-21). Мы сейчас говорим с вами не о том, правильно это или не правильно, и не о том, что родители должны искать своим детям спутников жизни. Мы говорим о той общей атмосфере, в которой мы сегодня живем. Послушание в современном мире уже не считается добродетелью! Послушание родителям, послушание власти, послушание мужу, кому бы то ни было! И эта атмосфера всеобщего непослушания и является одним из признаков последнего времени! И начинается все это с семьи. Если я не научен послушанию в семье, то у меня не будет навыков послушания и в других сферах общественной жизни. У меня также будут проблемы в послушании воле Божьей. Очень страшно, когда человек готов прикрыть свое своеволие любой ценой, даже словами «мне Бог сказал». Представьте себе, что молодая пара заявляет: «мы все равно женимся, хоть родители и против этого. Мы спрашивали Бога, и Бог сказал, что мы должны быть вместе». Хотелось бы спросить в такой ситуации: «Интересно, это какой же вам Бог сказал, тот же самый, который сказал быть послушными родителям? То есть Бог противоречит Сам Себе? Или вы нашли себе другого Бога?».
Итак, сегодня мы с вами говорим о том, что как наше непослушание, так и наше послушание имеет свою цену. И об этом мы должны говорить прямо и открыто. Мы не должны брать пример с той личности, которая возвела однажды Иисуса на высокую гору и показала Ему все царства земли и славу их. Интересно, а почему сатана не показал и обратную сторону своего царства: алкоголиков, наркоманов, брошенных детей, самоубийц, миллионы разбитых судеб, тюрьмы, морги и кладбища? Что скрывается за славой всех этих земных царств? Не является ли царство сатаны по своей сути царством тьмы?
Не знаю, как вы, но я отвергаю царство тьмы не потому, что хочу быть богатым и здоровым (хотя это само по себе и неплохо), а потому, что терпеть не могу ложь, грязь, предательство и прочую мерзость, которая прикрывается красивой оберткой. И потому, когда мы приглашаем человека в Церковь, мы должны честно говорить, что стать христианином - это не значит в одно мгновение избавиться от нищеты и всех своих болезней. Это значит - отвергнуть путь тьмы и избрать путь света. Даже если на этом пути нас ждут трудности. Даже если мы в этой жизни и не получим всего, на что рассчитываем. И это будет по-честному. Иисус однажды сказал: «кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк.14:27-30). Все в этом мире имеет свою цену. Если мы непослушны Богу, мы заплатим за это свою цену. Но послушание тоже имеет свою цену. Быть послушным - это значит следовать воле Божьей не только тогда, когда я согласен с ней, когда мне хорошо, когда я получаю подарки от Бога. Быть послушным - это означает поступать так, как говорит Бог, даже тогда, когда моя человеческая природа кричит обратное, когда я могу что-то потерять, когда мне становится невыгодно быть христианином. Да, порой это бывает нелегко, но это того стоит, ведь всех верных детей Божиих ожидает великое воздаяние. Кроме того, у нас перед глазами всегда должен быть пример Того, Кто «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8).
Пусть Господь благословит всех нас, дорогие друзья, чтобы мы в своем сердце и в своем разуме прониклись этой мыслью: как наше послушание, так и наше непослушание имеет свою цену. Только вот последствия и того, и другого совершенно разные.