СТРАДАНИЯ и СКОРБИ: ЗА ЧТО или ДЛЯ ЧЕГО?

Aug 15, 2010 07:45


Ин 9:1-3 «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»

В этой истории из жизни Христа и Его учеников затрагивается важный и сложный вопрос, который задают себе многие поколения людей: вопрос, касающийся причины человеческих страданий и скорбей. И первое, что интересует многих в подобной ситуации: «Кто виноват?». Поиск виновного - любимое занятие человека со времен грехопадения: уже Адам и Ева преуспели в этом, ища крайнего в том, что они ослушались запрета Бога и вкусили от дерева познания добра и зла. Виноватыми очень легко оказываются родные и близкие, плохая наследственность, экология, дьявол и даже Бог.

Второй вопрос, который мы любим задавать: «За что?». За что мне это испытание, в чем я провинился, в чем моя вина…?


Прежде чем мы вернемся к этому вопросу, давайте задумаемся над другим вопросом: «Страдание - это добро или зло?»

1 Пет 3:8-17 Обратите внимание - в этом отрывке почти в каждом стихе упоминается слово «зло». Особое внимание - ст.13 и 17: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?»; «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые».

Как мы видим, страдание и зло здесь разведены, они не совпадают.

Наши страдания и скорби мы можем разделить на две группы:

1)      страдание как наказание, плата за прошлое, как следствие, результат, связанный с прошлым;

2)      страдание как испытание, очищение, подъем на новую ступень духовного роста, средство, устремленное в будущее.

Иер 6:19 «Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их…»

Иер 30:15 «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились»

1 Тим 6:6-10 «А желающие обогащаться впадают в … похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям»

Таким образом, материализуется собственное человеческое зло, которое находится в сердце.

Когда ученики задавали вопрос Христу, они находились в таком понимании страдания - как следствия чьего-то греха. Но давайте обратим внимание на слова Иисуса: «это для того…». Этими словами Он по-новому расставляет акценты. Он стремится изменить мышление своих учеников. Он пытается переориентировать их от прошлого к будущему, заменить восприятие страдания как результат на понимание страдания как средства.

Пс 118:71 «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим»

«В одном малом городке жил раввин - в голоде, холоде, нищете; и каждый день воспевал милость Божию. Кто-то из его соседей к нему обратился с упреком: каким образом можешь ты так благодарить Бога? Разве это не лицемерие? Разве не знает Бог, что ничего у тебя нет и что твоя благодарность - впустую?.. И старик-раввин ему ответил: «Ты не понимаешь сути дела. Бог взглянул на мою душу и подумал: Что нужно этому человеку, чтобы достичь полноты? - голод, холод, обездоленность, одиночество; и все это Он мне дал с преизбытком»

В таком подходе проявляется смирение и полное доверие Богу. Сегодня многие проповедуют христианство процветания, утверждая, что дети Божьи обязательно должны быть здоровы и богаты. «Разве желает любящий отец, чтобы его дети страдали?» - с пафосом вопрошают проповедники, и сами же отвечают: «Конечно же, нет!». Но на самом деле самый важный вопрос, который волнует нашего небесного Отца - это вопрос о том, где мы будем проводить вечность. Проблемы нашего земного комфорта в списке Его забот стоят далеко не на первом месте.

Дан.11:32-35 «…И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать… Пострадают и некоторые из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время для срока»

Благо от страдания может быть не только для себя, но и для других.

Вернемся к 1 Пет.3:17-18 «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом»

Апостолы Христовы хорошо усвоили этот урок. Это мы можем видеть на примере Апостола Павла:

2 Кор.1:3-7 «…скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения…»

Итак, как мы видим, страдание может иметь разную природу: оно может быть наказанием, а может быть испытанием, очищением. Конечно, это деление не абсолютное, поскольку часто наказание и очищение взаимосвязаны: Бог нас наказывает, и в то же время исправляет…

В средневековой Европе существовало наказание за преступления против храма, монарха, за совершенное убийство - ослепление. Причем обосновывался религиозный подтекст этого наказания (якобы оно обезвреживает тело, не ущемляя душу - то есть слепой человек утрачивает свою опасность для общества, но у него остается возможность покаяться). Это, конечно, жестоко и бесчеловечно, и сегодня в цивилизованных странах подобные наказания не применяются. Но сила греха такова, что очень часто человеку, чтобы прийти к Богу, нужна неизлечимая болезнь. И дело здесь не в жестокости Бога. Сперджен однажды сказал: «Признание прокаженным всей неизлечимости своей болезни значительно приближает его к необходимости обратиться к Тому единственному, Кто может исцелить его». Вокруг Иисуса всегда было много тяжело больных людей. Прокаженные, слепые, хромые, парализованные, кровоточивые… Нигде не сказано, что Иисус исцелил, к примеру, насморк. Самое незначительное заболевание, которое исцелил Иисус, была, пожалуй, горячка у тещи Петра, но при уровне медицины 1-го века и горячка вполне могла стать смертельной болезнью.

Может быть, у этого слепого, о котором мы сегодня вспоминаем, это был единственный шанс встретиться с Иисусом - именно как слепцу. Кто знает, где бы он был и чем занимался, если бы не был слеп. А так на нем явились дела Божии, он уверовал в Христа и обрел не только исцеление от физической слепоты, но и от духовной - получил спасение души. Причем, что характерно именно для этой истории, что, в отличие от многих других случаев, когда люди сами искали Христа, вопияли к Нему, здесь инициатива полностью принадлежит Христу. «И проходя, увидел человека, слепого от рождения» (Ин 9:1)… «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему…» (Ин 9:35-38).

Мы порой так погружены в свой эгоизм, что ничего вокруг не замечаем. Нам так плохо. Мы не устаем задавать вопрос: «за что мне все это?». Перелом в нашем хождении пред Богом произойдет тогда, когда мы научимся вместо вопроса «За что?» задавать вопрос «Для чего?» и быть готовыми в смирении претерпеть скорби и лишения.

Евр 12:11  «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности»

Да поможет нам Бог в кротости и смирении принимать от Него все то, что, по Его мнению, усовершенствует нас и приготовит к жизни в небесном Иерусалиме.

испытание, страдание, скорбь, наказание

Previous post Next post
Up