МОРМОНЫ в УКРАИНЕ

Aug 13, 2010 10:15



Если ехать по столич­ной Окружной до­роге, невозможно не заметить стоящее на возвышении доволь­но помпезное строе­ние с башней и золоченой стату­ей трубящего ангела на верхуш­ке шпиля. Это украинский храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, неофициальное название которой - мормоны, те самые, что появились в США в 1830 году.

Лишь на две недели - с 7 по 21 августа - двери храма Церкви Иисуса Христа Святых последних дней откроются для всех желаю­щих. Уже сейчас в рекламных проспектах гостей церкви просят одеться поскромнее и съемку в храме не проводить. Затем зда­ние освятят, и доступ в него по­лучат только избранные члены церкви, "те, кто сумеет доказать свою достойность".


Киевский храм мормонов неве­лик - всего-то 50 кв. м. Вместе с гостиницей на 60 мест для иного­родних прихожан и домом собра­ний, входящими в храмовый ком­плекс, он занимает 2 тыс. кв. м украинской земли. Снаружи облицован гранитом, а внутри оформление комбинированное: с использованием бронзы, гипса, мрамора и дерева.

Сегодня эту неохристианскую церковь считают одной из самых динамично развивающихся в мире: в ее рядах 13 млн последо­вателей, которые молятся в 133 храмах. Киевский станет 134-м по счету в мире и первым на пост­советском пространстве. "От Вла­дивостока до Калининграда нет больше [храмов]", - говорит Вла­димир Канченко, руководитель проектов этой церкви в Украине. Мормоны решились здесь на строительство своего культового здания по двум причинам: во-пер­вых, "было откровение пророка", а во-вторых, Украина, по их мне­нию, - благоприятная страна для распространения их веры. С по­следним вполне согласны социо­логи: по данным исследования, проведенного Киевским междуна­родным институтом социологии (КМИС), 71% опрошенных укра­инцев - за равноправие религий в стране, а 75% уважительно от­носятся ко всем ныне существую­щим духовным течениям.

С 1991 года, когда на украин­скую землю ступил первый мор­монский миссионер, количество прихожан этой церкви увели­чилось более чем в 600 раз - с 17 человек до 11 тыс., а число приходов - с двух до 54.

Жизнь украинских мормонов довольно насыщенная: раз в месяц они устраивают пикники, убирают парки и леса от мусора. Церковь стремится быть полезной для своих прихожан - бесплатными курсами английского, а также центром трудоустройства. А на своих прихожан накладывает ряд ограничений - к примеру, они не пьют чай и кофе. "Мы не употребляем алко­голь и наркотики, не курим, - пе­речисляет Канченко. - Мы отказываемся от всего, что вызывает зависимость".

К тому же мормоны запасли­вы: каждому рекомендуется иметь дома годовой запас продуктов на случай конца света.

Ежемесячно мормоны отда­ют десятую часть своей зарплаты на нужды общины. Кроме того, раз в месяц каждый член церкви обязан поститься, а деньги, кото­рые могли быть потрачены на еду, также перечисляются в приход.

На вопрос о пресловутом мор­монском многоженстве Канченко с улыбкой отвечает: да, это было, но до 1890 года. По его словам, само многоженство когда-то ока­залось вынужденной мерой: мол, во время войны много мужчин погибло, и "чтобы спасти мормон­ский народ, надо было побольше нарожать детей". Да и каждой женщине нужен был муж. Кан­ченко признает, что в США до сих пор существуют отколовшиеся от церкви группы, продолжающие практиковать полигамию.

Из христианских таинств мормоны признают всего четыре: крещение, рукоположение, брак и причастие, которое проводят с хлебом и водой.

Однако самый главный об­ряд, лежащий в основе "плана спасения" мормонов. - обряд запечатывания на вечность. "Мы верим, что та общественная сре­да, которая есть у нас здесь, будет существовать с нами в вечности [если провести необходимый об­ряд]", - объясняет Канченко.

На Западе, где мормоны сущест­вуют почти два столетия, наследуют эту веру с рождения. "Не быть мормоном, если ты родился в семье мормонов, невозможно", - говорит Людмила Филиппович, завотделом религиозных процес­сов Института философии НАНУ.

Но основная работа по при­влечению новых членов церкви ложится на плечи миссионеров, в Украине их - около 200. Полтора года девушки и два года парни из мормонских семей живут только служением. На это время они теря­ют даже имена, обращаясь друг к другу только по фамилии, добавляя "старейшина" или "сестра" ("брат"). Им нельзя отвлекаться на личную жизнь, поэтому все контакты с друзьями и близкими на это время сводятся к минимуму. И в обяза­тельном порядке они соблюдают дресс-код: для парней - черные брюки и белая рубашка, для деву­шек - юбка или платье.

Еще одно правило - строгий режим. Подъем в 6:30, в 21:30 - отбой. А с 11 утра до девяти вече­ра миссионеры ходят по улицам, звонят в квартиры и предлагают поговорить о Боге. Их задача - завязать контакты с как можно большим количеством людей.

Сейчас Украина переживает всплеск новых религий, утверж­дает Филиппович и не видит в этом ничего удивительного: но­вые церкви идут в ногу со време­нем. "Было бы смешно, если бы человек удовлетворялся исти­нами, сказанными четыре или пять столетий назад", - рассуж­дает она.

Не добавляет стабильности традиционным церквям Украи­ны, в частности православной, и существующие внутри нее расп­ри, отмечают другие эксперты. Старым конфессиям трудно вы­держивать конкуренцию с новы­ми, более демократичными, в том числе с мормонской, еще и пото­му что последние не ждут, когда к ним придут люди, а сами идут к ним. А людей подкупает ощуще­ние востребованности, чувство, что ты нужен здесь и сейчас. Результат налицо: по данным КМИС, каждый четвертый опро­шенный украинец (27%) при­числяет себя к нетрадиционной церкви.

Анатолий Колодный, замди­ректора Института философии НАН Украины, замечает, что тра­диционным церквям не хватает открытости. К тому же право­славная литургия, составленная 1,5 тыс. лет назад, "не работает на молодого человека". В свою очередь, неохристианские тече­ния завлекают молодежь музы­кой и танцами.

"Если бы православная цер­ковь стала разливать пиво, то в нее бы выстроилась очередь из молодежи, - замечает Евстратий Зоря из УПЦ (КП). - Песни и пляс­ки - это развлечение, а церковь не должна быть местом развлече­ния ради увеличения количества прихожан. Церковь - это место общения с Богом".

Также Зоря, правая рука гла­вы УПЦ (КП) Филарета, уверен: если какая-то часть общества ушла от Бога, то церковь не долж­на гнаться за обществом, как это делают неохристиане.

"Для молодых в 20 лет парадигма христианства должна быть иной, чем для человека в 60 лет, - оставляет реальные шансы мормонам и другим новым церквям в
Украине Колодный. - Молодежь не хочет слушать про смерть, ее нужно заинтересовать чем-то другим".

По материалам статьи: Екатерина Иванова. Юта уже тута // Корреспондент. - 2010. - №28. - С.38-39.

мормоны

Previous post Next post
Up