Если ехать по столичной Окружной дороге, невозможно не заметить стоящее на возвышении довольно помпезное строение с башней и золоченой статуей трубящего ангела на верхушке шпиля. Это украинский храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, неофициальное название которой - мормоны, те самые, что появились в США в 1830 году.
Лишь на две недели - с 7 по 21 августа - двери храма Церкви Иисуса Христа Святых последних дней откроются для всех желающих. Уже сейчас в рекламных проспектах гостей церкви просят одеться поскромнее и съемку в храме не проводить. Затем здание освятят, и доступ в него получат только избранные члены церкви, "те, кто сумеет доказать свою достойность".
Киевский храм мормонов невелик - всего-то 50 кв. м. Вместе с гостиницей на 60 мест для иногородних прихожан и домом собраний, входящими в храмовый комплекс, он занимает 2 тыс. кв. м украинской земли. Снаружи облицован гранитом, а внутри оформление комбинированное: с использованием бронзы, гипса, мрамора и дерева.
Сегодня эту неохристианскую церковь считают одной из самых динамично развивающихся в мире: в ее рядах 13 млн последователей, которые молятся в 133 храмах. Киевский станет 134-м по счету в мире и первым на постсоветском пространстве. "От Владивостока до Калининграда нет больше [храмов]", - говорит Владимир Канченко, руководитель проектов этой церкви в Украине. Мормоны решились здесь на строительство своего культового здания по двум причинам: во-первых, "было откровение пророка", а во-вторых, Украина, по их мнению, - благоприятная страна для распространения их веры. С последним вполне согласны социологи: по данным исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС), 71% опрошенных украинцев - за равноправие религий в стране, а 75% уважительно относятся ко всем ныне существующим духовным течениям.
С 1991 года, когда на украинскую землю ступил первый мормонский миссионер, количество прихожан этой церкви увеличилось более чем в 600 раз - с 17 человек до 11 тыс., а число приходов - с двух до 54.
Жизнь украинских мормонов довольно насыщенная: раз в месяц они устраивают пикники, убирают парки и леса от мусора. Церковь стремится быть полезной для своих прихожан - бесплатными курсами английского, а также центром трудоустройства. А на своих прихожан накладывает ряд ограничений - к примеру, они не пьют чай и кофе. "Мы не употребляем алкоголь и наркотики, не курим, - перечисляет Канченко. - Мы отказываемся от всего, что вызывает зависимость".
К тому же мормоны запасливы: каждому рекомендуется иметь дома годовой запас продуктов на случай конца света.
Ежемесячно мормоны отдают десятую часть своей зарплаты на нужды общины. Кроме того, раз в месяц каждый член церкви обязан поститься, а деньги, которые могли быть потрачены на еду, также перечисляются в приход.
На вопрос о пресловутом мормонском многоженстве Канченко с улыбкой отвечает: да, это было, но до 1890 года. По его словам, само многоженство когда-то оказалось вынужденной мерой: мол, во время войны много мужчин погибло, и "чтобы спасти мормонский народ, надо было побольше нарожать детей". Да и каждой женщине нужен был муж. Канченко признает, что в США до сих пор существуют отколовшиеся от церкви группы, продолжающие практиковать полигамию.
Из христианских таинств мормоны признают всего четыре: крещение, рукоположение, брак и причастие, которое проводят с хлебом и водой.
Однако самый главный обряд, лежащий в основе "плана спасения" мормонов. - обряд запечатывания на вечность. "Мы верим, что та общественная среда, которая есть у нас здесь, будет существовать с нами в вечности [если провести необходимый обряд]", - объясняет Канченко.
На Западе, где мормоны существуют почти два столетия, наследуют эту веру с рождения. "Не быть мормоном, если ты родился в семье мормонов, невозможно", - говорит Людмила Филиппович, завотделом религиозных процессов Института философии НАНУ.
Но основная работа по привлечению новых членов церкви ложится на плечи миссионеров, в Украине их - около 200. Полтора года девушки и два года парни из мормонских семей живут только служением. На это время они теряют даже имена, обращаясь друг к другу только по фамилии, добавляя "старейшина" или "сестра" ("брат"). Им нельзя отвлекаться на личную жизнь, поэтому все контакты с друзьями и близкими на это время сводятся к минимуму. И в обязательном порядке они соблюдают дресс-код: для парней - черные брюки и белая рубашка, для девушек - юбка или платье.
Еще одно правило - строгий режим. Подъем в 6:30, в 21:30 - отбой. А с 11 утра до девяти вечера миссионеры ходят по улицам, звонят в квартиры и предлагают поговорить о Боге. Их задача - завязать контакты с как можно большим количеством людей.
Сейчас Украина переживает всплеск новых религий, утверждает Филиппович и не видит в этом ничего удивительного: новые церкви идут в ногу со временем. "Было бы смешно, если бы человек удовлетворялся истинами, сказанными четыре или пять столетий назад", - рассуждает она.
Не добавляет стабильности традиционным церквям Украины, в частности православной, и существующие внутри нее распри, отмечают другие эксперты. Старым конфессиям трудно выдерживать конкуренцию с новыми, более демократичными, в том числе с мормонской, еще и потому что последние не ждут, когда к ним придут люди, а сами идут к ним. А людей подкупает ощущение востребованности, чувство, что ты нужен здесь и сейчас. Результат налицо: по данным КМИС, каждый четвертый опрошенный украинец (27%) причисляет себя к нетрадиционной церкви.
Анатолий Колодный, замдиректора Института философии НАН Украины, замечает, что традиционным церквям не хватает открытости. К тому же православная литургия, составленная 1,5 тыс. лет назад, "не работает на молодого человека". В свою очередь, неохристианские течения завлекают молодежь музыкой и танцами.
"Если бы православная церковь стала разливать пиво, то в нее бы выстроилась очередь из молодежи, - замечает Евстратий Зоря из УПЦ (КП). - Песни и пляски - это развлечение, а церковь не должна быть местом развлечения ради увеличения количества прихожан. Церковь - это место общения с Богом".
Также Зоря, правая рука главы УПЦ (КП) Филарета, уверен: если какая-то часть общества ушла от Бога, то церковь не должна гнаться за обществом, как это делают неохристиане.
"Для молодых в 20 лет парадигма христианства должна быть иной, чем для человека в 60 лет, - оставляет реальные шансы мормонам и другим новым церквям в
Украине Колодный. - Молодежь не хочет слушать про смерть, ее нужно заинтересовать чем-то другим".
По материалам статьи: Екатерина Иванова. Юта уже тута // Корреспондент. - 2010. - №28. - С.38-39.