1Кор.14:1 «Достигайте любви…»
Это краткое повеление дает нам много пищи для ума и сердца. Можно даже сказать, что данные слова апостола Павла способны совершить революционный переворот в нашем сознании. По крайней мере, здесь есть два важных момента, на которые хотелось бы обратить внимание.
А) Как обычно люди поступают с любовью? Очень часто приходится видеть, как сыны и дочери человеческие пользуются любовью, манипулируют, или злоупотребляют любовью. Нередко люди также изнывают от любви либо, как говорят в этом мире, «занимаются» любовью. Т.е. налицо потребительское отношение к любви как к источнику какого-то удовольствия либо средству извлечения личной выгоды. Однако из прочитанных слов мы можем сделать вывод, что любовь - это не средство, а цель.
Б) Выражение «достигайте любви» не только ориентирует нас на определенную цель. Слово «достигайте» говорит о том, что нам следует приложить немалые усилия на пути к этой цели. Настоящая любовь - это не просто чувство или эмоция, это нечто такое, что должно стать главным достижением всей жизни. Как сказал Павел в другом послании:
Фил.3:12-14 «[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»
Целеустремленность, мотивация, концентрация - важные условия достижения какой-либо цели. Во 2-м послании к Тимофею Павел приводит три примера целеустремленности и упорного труда в достижении цели.
2Тим.2:4-6 «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов»
Речь идет о воине, земледельце и, очевидно, спортсмене. Ст.5 в украинском переводе звучит так: «А як хто йде на змаги, то вінка не одержує, якщо незаконно змагається». Другими словами, сказанное в этом стихе можно сформулировать следующим образом: «если же кто-то участвует в соревнованиях, то он не получит награды, если станет нарушать правила».
Таким образом, воины, спортсмены и земледельцы являются для нас примером того, как следует концентрироваться на достижении важной цели. Каждый из них для достижения своей цели (угодить военачальнику, получить награду, вырастить урожай) проявляет максимальное усердие. Эти три момента являются также важным мотивирующим фактором в христианской жизни (угодить Богу, собрать духовные плоды и получить награду на небесах).
Что же означают эти слова: «достигайте любви»?
Прежде всего, прочитаем несколько слов из Послания к римлянам.
Рим.13:8-10 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона»
Если слова «любовь не делает ближнему зла» вырвать из библейского контекста, то можно подумать, что любовь заключается только в воздержании от определенного негатива. Но достаточно ли просто не делать никому зла для того, чтобы сказать: «я люблю»? Конечно, если человек прелюбодействовал, и сознательно перестал этим заниматься, или воровал - и прекратил воровать, то для такого человека это тоже прорыв, большой шаг вперед. Можно сказать, что человек сделал определенное достижение в своей любви к ближнему. Да, это всего лишь первый шаг, и ему нужно двигаться дальше, но человек стал на этот путь. Если же человек говорит: «я люблю людей, потому что я никогда никого не грабил и не убивал», то этого явно не достаточно для того, чтобы признать в нем наличие любви.
Почему в прочитанном тексте Павел акцентирует внимание только на негативной составляющей любви? Потому что он апеллирует к закону, обобщает перечисленные заповеди и говорит, что все они могут быть заменены одним выражением: «не делай другим то, чего не желаешь себе». Ветхозаветный закон предлагает именно такой (негативный) срез любви. Но в Новом завете мы находим иную картину:
1Кор.13:4-8 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает»
И здесь любовь представлена уже во всей своей полноте. В этом отрывке перечислены не только негативные составляющие любви (любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде), но и позитивные (любовь долготерпит, милосердствует, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит), а выражение «любовь никогда не перестает» хоть и содержит двойное отрицание, но по сути своей позитивно, оно указывает на вечную природу любви.
Итак, слова «достигайте любви» касаются не каких-то отдельных аспектов любви, а любви во всей ее полноте. Если я научился не завидовать, не бесчинствовать, не раздражаться и т.д., то это не означает, что я уже достиг любви. Мне еще следует учиться долготерпеть, милосердствовать, все покрывать, все переносить… И это, действительно, является задачей всей нашей жизни.
Настоящую любовь невозможно выдрессировать. Она рождается и развивается от совместного труда человеческого духа и Духа Святого. Притворная любовь - это уже не любовь.
Рим.12:9-21 «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
В этом отрывке мы находим различные способы, которыми любовь выражает себя. Одновременно эти способы являются и ступенями духовного роста. Если вначале говорится «будьте братолюбивы друг к другу», «в нуждах святых принимайте участие», то затем - «благословляйте гонителей ваших», «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками», «если враг твой голоден, накорми его»… Это настоящий прорыв, который для притворной любви недоступен. Такой любви, которая описана в данном тексте, следует учиться достигать. Она не дается мгновенно и без усилий с нашей стороны. Но когда человек возрастает в этом, он воочию убеждается, что есть только одна сила, способная победить зло в этом мире. И эта сила - добро, проистекающее из любящего сердца.
До этого мы слушали наставления Апостола Павла. Послушаем также, что говорит Апостол Иоанн.
1Ин.4:16-21 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: 'я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»
В этих словах мы находим рецепт достижения совершенной любви и последствия ее достижения. Для того, чтобы возрастать в любви, следует использовать два момента: 1) познать любовь Божию; 2) уверовать в нее. Чтобы познать любовь Божию, следует всем своим естеством принять слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог Отец и единородный Сын Его Иисус Христос явили нам на Голгофе образец любви, выше которого быть ничего не может. Как в другом месте сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Но Иисус умер не только за Своих друзей, но и за Своих врагов. Это - предел всякого совершенства. И этот предел нам показан не для того, чтобы мы стремились умереть за кого-то. Кто-то мудрый сказал, что легче один раз умереть за ближнего, чем много лет, изо дня в день, являть этому ближнему свою любовь. Может быть, кому-то из нас и придется умереть за ближнего, но большинству - вряд ли. И этот запредельный образец нам дан для того, чтобы глядя на него, мы учились возрастать в более доступных нам способах проявления любви (не раздражаться, терпеть, радоваться истине, проявлять милосердие…).
Здесь мы находим также упоминание о двух последствиях совершенной любви: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда», «совершенная любовь изгоняет страх». Эти моменты важны и ценны для каждого христианина. Любящее сердце ничего не боится, и вместо наказания его ждет вечная награда на небесах.
Итак, слова «достигайте любви» содержат в себе программу всей нашей жизни. Любовь представляет собой высшую ценность, она содержит в себе множество проявлений, множество ступеней, и от нашего дерзновения, усердия, целеустремленности зависит, пройдем мы с вами все уровни любви к моменту Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, или нет. Пусть Господь благословит нас в исполнении этого повеления.
«Достигайте любви».