ПОБЕЖДАЮЩЕЕ ПРОЩЕНИЕ

Nov 22, 2015 10:01

В последнее время мы стали свидетелями драм прощения, разыгравшихся в странах, которые в прошлом находились под контролем коммунистов.
В 1983 году, еще до падения «Железного занавеса», когда в Польше было введено военное положение, страну посетил папа римский Иоанн Павел II и под открытым небом провел мессу перед огромным собранием. Затем толпы людей, выстроившись упорядоченными группами по своим приходам, проходили маршем по мосту Понятовского, устремляясь к стадиону. Их маршрут проходил прямо перед зданием Центрального комитета коммунистической партии, расположенным перед самым выходом на мост. Час за часом группы марширующих, проходя мимо этого здания, пели в унисон: «Мы прощаем вас, мы прощаем вас!» Некоторые произносили этот лозунг с сердечной искренностью, другие же выкрикивали его почти с презрением, словно говоря: «Вы - ничто. Мы даже не ненавидим вас».
Несколько лет спустя, в водах Вислы с выколотыми глазами и вырванными ногтями было найдено тело 35-летнего священника Ежи Попелушко, проповеди которого будоражили всю Польшу. И опять католики вышли на улицы, маршируя с транспарантами, гласящими: «Мы прощаем. Мы прощаем». Попелушко воскресенье за воскресеньем проповедовал это же послание толпам, заполнявшим площадь перед его церковью: «Защищайте истину. Побеждайте зло добром». Люди подчинялись ему даже после его смерти, и в конце концов этот дух торжествующей милости привел к крушению режима.
Битвы прощения до сих пор ведутся по всей Восточной Европе. Должен ли был пастор в России простить офицеров КГБ, посадивших его в тюрьму и разогнавших его церковь? Должны ли были румыны простить врачей и медсестер, приковывавших больных сирот цепями к кроватям? Должны ли были жители Восточной Германии простить шпионивших за ними осведомителей, включая профессоров семинарий, пасторов и предателей-супругов? Когда активистка борьбы за права человека Вера Волленбергер, претерпевшая арест и депортацию, узнала, что тайной полиции ее сдал собственный муж, она выбежала в ванную - ее стошнило.
Пауль Тиллих однажды определил прощение как запоминание прошлого для того, чтобы оно могло быть забыто, - принцип, применимый как к отдельным людям, так и к целым народам. Хотя прощение никогда не дается легко и может потребовать смены нескольких поколений, что еще может разорвать цепи, держащие людей в рабстве их исторического прошлого?

Филип Янси. Из книги «Что удивительного в благодати?»
Источник: Янси Ф. Дневник благодати. Путевые заметки пилигрима. - К.: Нард, 2011.

прощение, милость, Филип Янси, зло, добро

Previous post Next post
Up