Уже четвертый день, как натужно пыхтя и скрежеща колесами, нервно пуская пар, разгоняется новый учебный год. Позади остались летние впечатления, эйфория первых дней от встречи со старыми и новыми друзьями, формальные и неформальные моменты, так или иначе связанные с вступлением в новый виток образовательного процесса. Учителя и ученики, преподаватели и студенты, истязатели и истязуемые (кто есть кто - в каждом отдельном случае определяется индивидуально) присматриваются, оценивают друг друга, нащупывают болевые точки и слабые места. В общем, все как в реальном мире, только в рамках подготовки к самостоятельной жизни. Впрочем, для многих во всем этом и заключается настоящая жизнь.
Взаимоотношения учеников и учителей - это вечная тема, столь же сложная, сколь и разнообразная. Вот, к примеру, одна из узнаваемых ситуаций, которую изобразил Томас Манн:
Доктор Мантельзак отличался совершенно исключительной, бесконечно наивной несправедливостью, а благоволение его было прекрасно и переменчиво как счастье. У него всегда имелись два или три любимчика; он говорил им "ты", называл их по именам; и этим любимчикам жилось, как в раю. Они могли отвечать первое, что им взбрело на ум, а после урока г-н Мантельзак дружелюбнейшим образом беседовал с ними. Но в один прекрасный день, большей частью после каникул, и одному Богу известно, по какой причине, они вдруг впадали в немилость, оказывались свергнутыми, уничтоженными, позабытыми; другие отныне назывались по именам.
Теперь он новым счастливчикам подчеркивал ошибки в extemporalia такой аккуратной и тоненькой черточкой, что работы их, даже самые неудовлетворительные, сохраняли опрятный вид. Зато в тетрадях других учеников г-н Мантельзак орудовал пером столь гневно и размашисто, до того исчерчивал их красными чернилами, что они становились страшными и отталкивающими. А так как он не подсчитывал ошибок, а ставил баллы в зависимости от количества израсходованных им красных чернил, то его фавориты оказывались в весьма выгодном положении. При этом он никогда не задумывался над таким произволом, считал его в порядке вещей и ни разу не заподозрил себя в пристрастии. Тому, у кого бы достало мужества запротестовать против подобного самоуправства, пришлось бы поставить крест на надежде стать любимчиком г-на Мантельзака и зваться просто по имени. А кому охота ставить крест на лучезарной надежде!
Источник: Томас Манн. Будденброки.
А у вас, друзья, были в школьные или студенческие годы запоминающиеся, оригинальные (в любом смысле этого слова) учителя?