ХОДАТАЙСТВЕННАЯ МОЛИТВА

Nov 23, 2014 09:30

Недавно мы говорили с вами о важности и силе молитвы, о том, какие бывают и какими должны быть молитвы. В частности, мы вспомнили самую распространенную молитву - молитву прошения, самую бескорыстную молитву - молитву хвалы, и самую ценную молитву - молитву покаяния. ТРИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ Сегодня поговорим о еще одной разновидности молитвы.
Но прежде вспомним один недавний эпизод. В начале этого года мир был шокирован фотографией 3-летнего сирийского мальчика, которого после обстрела доставили в больницу с многочисленными ранениями. Прежде чем умереть, дитя со слезами на глазах проговорило: «На всех вас пожалуюсь Богу, всё Ему расскажу…». Трудно что-либо возразить сказанным словам. Мы живем в мире, где постоянно случаются разного рода трагедии: войны, стихийные бедствия, несчастные случаи. Люди страдают, гибнут, остаются калеками, теряют родных и близких. И в таких условиях сказать «я на вас пожалуюсь Богу» - это еще очень мягкая реакция. Мы прекрасно знаем, что обычно звучат другие, более страшные слова - слова, наполненные ненавистью, проклятиями и злобой. Нам, людям, порой бывает очень сложно уживаться в этом грешном мире. И всем нам необходимо какое-то противоядие, которое остановило бы распространение инфекции ненависти в наших душах.
Одним из таких противоядий является ходатайственная молитва. Большинство наших молитв так или иначе связаны с нашими интересами, даже самая бескорыстная молитва - молитва хвалы - касается наших личных взаимоотношений с Богом. Однако ходатайственная молитва - этот мольба к Богу о других людях. При совершении этой молитвы мы выходим за рамки личной заинтересованности, мы молимся о проблемах других людей.
Давайте вспомним непростую ситуацию, которая возникла во времена блуждания народа израильского в пустыне.
Исх.32:7-14 «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
               8             скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
               9             И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный;
               10           итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
               11           Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
               12           чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
               13           вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.
14           И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой»
Вот такую проверку пришлось выдержать Моисею. Он неоднократно жаловался Богу, как ему тяжело приходится с этим народом, и вот, казалось бы, выход: Бог говорит, что он и Сам теперь убедился, какой неблагодарный и бесчувственный этот народ. Он обещает истребить этих людей и произвести от Моисея другой народ. Однако Моисей начинает умолять Бога о милости для этого народа. И этот поступок показал, что Бог не ошибся с тем, кого Он поставил во главе народа израильского.
Рим.8:26-27, 34 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией
34. Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас»
Мы видим, что за нас ходатайствует Дух Святой. За нас ходатайствует Иисус. Эти ходатайства происходят по воле Отца. То есть вся Троица приходит в движение. Когда мы ходатайствуем за других, мы становимся чем-то похожи на самого Бога.
Давайте теперь рассмотрим такой вопрос: за кого мы должны ходатайствовать перед Богом?
1Тим.2:1-4 «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
               2             за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
               3             ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
               4             Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
Итак, Слово Божье призывает нас молиться за всех людей, потому что Бог желает, чтобы все люди получили спасение. Но возникает вопрос: как практически мы можем молиться за всех людей? На земле сегодня проживает около 7 миллиардов людей, и как нам за них молиться: за каждого поименно или за всех сразу, как за абстрактное человечество? Приходилось как-то слышать, что в одной христианской миссии было принято молиться за разные страны. Процедура проходила так: каждый тянул лист бумаги с названием страны и затем должен был за нее молиться. Но давайте задумаемся: насколько эффективной будет такая молитва? Конечно, мы можем молиться и за Уганду, и за Берег Слоновой Кости (по-французски - "кот-д'ивуар"), но будет ли при этом у нас болеть сердце за эти страны? Вот сейчас у нас на Донбассе идет война. Как вы думаете, чьи молитвы о мире в нашей стране будут более горячими, более искренними - тех, у кого там сегодня живут или воюют родственники, или тех, кто получает информацию об этой проблеме только из теленовостей? Вопрос риторический. Многие сегодня молятся о мире и в Харькове, и в других регионах, но часто у этих молитв есть вполне понятный подтекст: мы желаем, чтобы война не постучалась в наши дома. Когда мы взываем к Богу о мире, то прежде всего мы имеем в виду мир для нас и наших близких. Возможно, поэтому Бог и говорит, что мы должны молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную». Он не требует от нас прыгать выше головы и молиться о тех проблемах, о которых мы имеем смутное представление. В нашей жизни достаточно и тех ситуаций, о которых мы можем молиться вполне осознанно. Что в этом смысле означает призыв молиться «за всех человеков»? Имеются в виду прежде всего те люди, которые включены в орбиту нашей жизни. У нас есть люди, которые работают в школе, в милиции, в больнице, на рынке, и может быть, кроме вас некому помолиться за тех учителей, милиционеров, врачей, торговцев, которые работают рядом с вами. Может быть, некому, кроме вас, помолиться о ваших соседях.
Если вы сомневаетесь, должны ли вы молиться за тех, кто стоит во главе государства, если, по вашему, они не достойны ваших молитв, то послушайте, что говорит карфагенский пресвитер Тертуллиан (ІІ - ІІІ вв.): «Мы, подымая глаза к небу, простирая свободно руки, ...обнажая голову... не имея необходимости в понуждении... - мы просим у Бога императорам долгоденствия, мирного царствования, безопасности их дома, храбрости воинства, верности сената, благонравия народа, спокойствия всего мира и всего, что желательно человеку и императору…Итак, в то время как мы таким образом молимся, раздирайте тело наше, если угодно, железными когтями; пригвождайте нас ко кресту; повергайте в огонь; обнажайте против нас меч; бросайте нас на съедение зверям: молящийся христианин готов все претерпеть. Спешите, ревностные правители, исторгать жизнь у тех людей, которые проводят ее в молитве за императора».
Любая молитва должна исходить из глубины нашего сердца. В этом смысле, как это ни парадоксально, иногда бывает проще молиться за врагов, чем за тех людей, которые нам безразличны. Конечно, речь не о том, что вообще молиться за врагов легко. Ведь наша молитва за тех, кто причинил нам боль, непосредственно связана с их прощением. Если мы молимся за обидчика - значит, мы его простили (или, по крайней мере, готовы его простить), иначе мы просто не сможем за него молиться. И в этом также мы уподобляемся Иисусу Христу, который, умирая на кресте, ходатайствовал за тех, кто Его распинали.
Иногда жизнь складывается так, что наши друзья практически становятся врагами, как это было с Иовом. Его друзья пришли, чтобы поддержать Иова в его тяжелых испытаниях, но затем начали обвинять его в том, что он скрывает какие-то свои грехи. Бог обличил этих людей и сказал Иову, чтобы он помолился за них. И когда Иов помолился, написано: «и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов42:10).
Наше ходатайство перед Богом будет тем результативнее, чем сильнее будет наше чувство сопричастности к той проблеме, о которой мы молимся.
Дан.9:1-8 «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,
               2             в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
               3             И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
               4             И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!
               5             Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;
               6             и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.
               7             У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.
8             Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою»
Мы видим, что прошло 70 лет с тех пор, когда Иерусалим был разрушен, а народ Божий был переселен в чужую страну. И хотя Бог обещал, что пленение продлится 70 лет, Он не начинает действовать, пока к Нему не обращается Даниил с ходатайственной молитвой. При этом Даниил отождествляет себя с согрешившими людьми. Он говорит: «мы согрешили, мы действовали нечестиво, мы отступили от заповедей Твоих», хотя Даниила еще не было в живых, когда все это происходило. Конечно, этот пример не означает, что при любой ходатайственной молитве мы должны отождествлять себя с теми грехами, которые совершил люди, о которых мы молимся. Но проблема, о которой мы молимся, должна касаться нашего сердца. Пусть лучше молитва будет косноязычной и краткой, но искренней, чем многословной и красивой, но произнесенной без сопереживания.
Очень часто действенная ходатайственная молитва начинается с бремени в сердце.
Неем.1:1-4 «Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе.
               2             И пришел Ханани, один из братьев моих, он и [несколько] человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.
               3             И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, [находятся] там, в стране [своей], в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем.
               4             Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным»
Неемия был виночерпием у царя Артаксеркса. У него была хорошая должность, почет и уважение. Но когда он услышал о состоянии Иерусалима, его сердце не находило покоя, и он в слезах, в посте и молитве обращается к Господу и просит у него о милости к народу своему. И Бог отвечает на эту молитву. Он побуждает сердце языческого царя отпустить Неемию в Иерусалим с сопроводительными письмами к областеначальникам и Асафу, хранителю царских лесов, чтобы те не чинили препятствий и снабдили его всем необходимым для ремонта стены и ворот Иерусалима.
Как видим, молитва ходатайства имеет большую силу и важность. Но мы должны помнить также и о том, что ходатайствовать пред Богом не так уж и легко, это тяжкий духовный труд. Для совершения ходатайственной молитвы нужно глубокое посвящение. Однажды Бог, после того как Он перечислил все беззакония народа Своего пророку Иезекиилю, в конце концов сказал:
Иез.22:30 «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел»
Тот, кто молится за кого-то, становится в проломе и подвергается серьезным атакам духов злобы поднебесной. Поэтому нужно подходить к этому очень серьезно, готовить себя к духовной битве. Вот как апостол Павел отзывается об Епафрасе, который был одним из 70-ти учеников Иисуса Христа, а затем - епископом церквей в Колоссах, Лаодикии и Иераполе.
Кол.4:12 «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу»
Эти слова говорят о постоянстве ходатайственных молитв этого служителя Божия, а также о том, что эти молитвы приравниваются к духовному подвигу.
Итак, мы должны развивать в себе способность и к этому виду молитвы. Есть люди, которые имеют особый дар ходатайства, но также и все мы должны молиться друг за друга, за родных и близких, за служителей церкви, за братьев и сестер, за тех, кто находится в болезни, за начальствующих, за всех окружающих нас людей, включая врагов. Молитва имеет большую силу и большую ценность. Одного монаха, который провел много времени в молитвах, однажды спросили о том, что изменилось в его жизни от многих молитв. Он ответил, что у него теперь больные колени. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы были постоянны в наших молитвах и видели в нашей жизни реальные плоды этих молитв, в отличие от этого монаха.

искренность, ходатайство, Неемия, Моисей, Иов, молитва, сердце, Христос, Даниил

Previous post Next post
Up