О ВРАЖДЕ и ПРИМИРЕНИИ

Aug 31, 2014 09:30

Тема вражды между людьми и достижения примирения относится к вечным проблемам, но в каждый период времени мы находим новые грани, свидетельствующие о ее актуальности. В последние месяцы мы стали очевидцами новой волны вражды и взаимного отчуждения в мире. С новой силой вспыхнули межнациональные, языковые, религиозные конфликты. Как сейчас часто говорят, градус ненависти и взаимного непонимания в обществе существенно повысился.
Предлагаю сегодня на основании Слова Божьего рассмотреть основные причины вражды и некоторые проблемные вопросы примирения людей в нашем грешном мире. За основу возьмем главы 3 и 4 Соборного послания Святого апостола Иакова. Но начнем рассматривать этот отрывок не с начала, а с середины, где прямо звучит интересующий нас вопрос и предлагается ответ:
Иак.4:1-3 «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2             Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
3             Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений»
Итак, наши вожделения - это причина номер один вражды между людьми. Вожделение - это сильное, непреодолимое желание обладания какими-либо предметами, людьми, жажда получения новых впечатлений и удовольствий.
Однажды свинью спросили: «Почему во время еды ты становишься в пищу ногами?». «Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, - отвечала свинья. - Когда я, насыщаясь, ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие». «А как быть с хорошими манерами, правилами приличия?». «Манеры предназначены для окружающих, а удовольствие для себя. Если основа удовольствия исходит от моей природы, то само удовольствие приносит пользу», - объясняла свинья. «Но ведь и хорошие манеры приносят пользу!». «Когда манеры приносят мне больше пользы, чем удовольствие, я не ставлю ноги в еду», - гордо ответила свинья и ушла по своим делам.
С проблемой вожделения мы сталкиваемся уже в Эдемском саду:
Быт.3:6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел»
Удивительно невинно выглядит это вожделение Евы на фоне того, чего сильно желают наши современники. Для неиспорченной Евы предметом вожделения было знание. Завтра начинается новый учебный год, и наверняка большинство родителей были бы только рады, если бы дети имели вожделение к знанию, учились бы и достигали результата. Но проблема Евы заключалась в том, что она страстно возжелала закрытого от нее, запрещенного Богом знания. И таким с виду невинным поступком наша праматерь, образно говоря, открыла «ящик Пандоры», в результате чего в этот мир хлынул поток неконтролируемых желаний со все более непредсказуемыми последствиями.
В качестве иллюстрации давайте вспомним двух царей. Первый - один из самых лучших правителей, муж по сердцу Бога, псалмопевец Давид. Второй - один из самых нечестивых библейских монархов - самарийский царь Ахав. Трудно себе представить более разных, противоположных друг другу людей, но их объединяет то, что они оба пошли на убийство во имя своего вожделения. Давид возжелал жену одного из своих лучших воинов, Урии Хеттеянина, и чтобы скрыть следы своего нечестивого поступка, послал того на верную смерть (2Цар.11:1-24). Ахав возжелал виноградник Навуфея, и поскольку тот не согласился уступить царю свой виноградник, жена Ахава Иезавель устроила незаконное судебное разбирательство, в результате чего Навуфей был побит камнями и умер (3Цар.21:1-19). Мерзость поступков обоих была такова, что Бог и к одному, и ко второму сразу же послал пророков для обличения. Пророк Нафан рассказал Давиду историю об овечке одного бедного человека и предсказал смерть царского сына (2Цар.12:1-14), а пророк Илия сразу же объявил Ахаву: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3Цар.21:19). Вот к чему приводит вожделение человека. И сегодня многие люди являются братьями Давида и сестрами Евы, но не в плане «быть по сердцу Богу», а в плане необузданного вожделения.
В третьей главе послания Иакова мы находим вторую распространенную причину вражды между людьми - наш язык.
Иак.3:6-9 «язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
               7             Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
               8             а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9             Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»
Сколько отношений разбито, сколько семей разрушено, сколько дуэлей и войн объявлено из-за необузданного языка, когда человек в порыве гнева, раздражения, движимый гордостью, завистью или по собственной глупости говорит то, что не следовало бы говорить. Обидные, оскорбительные слова приводят к отчуждению между людьми, которое имеет три степени: вначале люди теряют доверительные отношения, общаются, но отделываются общими, ничего не значащими фразами; затем люди начинают избегать друг друга и вообще не разговаривают; наконец, крайняя степень отчуждения наступает тогда, когда люди проклинают друг друга, готовы убивать друг друга. И виной этому чаще всего бывает «исполненный смертоносного яда» язык.
Неконтролируемая, грязная речь - один из признаков нечестивого человека.
Ис.57:20 «А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь»
Один учитель так объяснил своим ученикам, почему люди, когда ссорятся, кричат, а когда влюбляются, говорят тихо. Когда люди ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Когда люди влюбляются, их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. Им достаточно шепота, чтобы услышать друг друга, а порой они понимают друг друга и вовсе без слов.
Когда Церковь только-только образовалась, у верующих «было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Прошло немного времени, и зазвучали слова: «'я Павлов'; 'я Аполлосов'; 'я Кифин'; 'а я Христов'» (1Кор.1:12). Эти слова отражают состояние сердец, единство было нарушено.
Мы всегда должны помнить о том, что следует, а что не следует говорить, должны предвидеть последствия наших слов. Иисус однажды сказал «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37).
Иак.4:11-16 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
               12           Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
               13           Теперь послушайте вы, говорящие: 'сегодня или завтра отправимся в такой - то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль';
               14           вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
               15           Вместо того, чтобы вам говорить: 'если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое', -
16           вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло»
Здесь мы находим третью причину разделений и вражды между людьми - надменность и тщеславие. Эти качества приближают человека к сатане. Они побуждают человека злословить и судить других, строить далеко идущие планы и хвастаться ими, невзирая на лица. Следующая история проиллюстрирует нам это и поможет перейти к следующей части наших размышлений.
1Цар.25:2-13 «Был некто в Маоне, а имение его на Кармиле, человек очень богатый; у него было три тысячи овец и тысяча коз; и был он при стрижке овец своих на Кармиле.
               3             Имя человека того - Навал, а имя жены его - Авигея; эта женщина [была] весьма умная и красивая лицом, а он - человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева.
               4             И услышал Давид в пустыне, что Навал стрижет овец своих.
               5             И послал Давид десять отроков, и сказал Давид отрокам: взойдите на Кармил и пойдите к Навалу, и приветствуйте его от моего имени,
               6             и скажите так: "мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему;
               7             ныне я услышал, что у тебя стригут [овец]. Вот, пастухи твои были с нами, и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во все время их пребывания на Кармиле;
               8             спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя'.
               9             И пошли люди Давидовы, и сказали Навалу от имени Давида все эти слова, и умолкли.
               10           И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих;
               11           неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?
               12           И пошли назад люди Давида своим путем и возвратились, и пришли и пересказали ему все слова сии.
13           Тогда Давид сказал людям своим: опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими, опоясался и сам Давид своим мечом, и пошли за Давидом около четырехсот человек, а двести остались при обозе»
Мы видим, как надменность и гордыня Навала накликали на него беду, и если бы не его мудрая жена, Авигея, то Давид уничтожил бы весь дом Навала.
1Цар.25:23-27 «Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли;
               24           и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей.
               25           Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал.
               26           И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего.
27           Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему»
Авигея в этом примере выступила посредником между двумя сторонами конфликта и сумела достигнуть примирения. По крайней мере, примирение наступило со стороны Давида. Ее муж, как мы помним, не вынес такого развития событий, замерло в нем его гордое сердце.
Эта история напоминает нам всеобщее, глобальное примирение между Богом и человеком.
2Кор.5:18-19 «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения»
Множество проблем на этой земле порождает взаимная вражда между людьми. Но корнем всех проблем является вражда человека и Бога. И вот в сказанных выше словах мы находим две новости, и обе хорошие.
Во-первых, Бог примирил нас с собою в одностороннем порядке. Он первый сделал шаг, протянул к нам руку в Иисусе Христе. Иисус выступает посредником, благодаря которому наступает примирение человека с Богом.
1Тим.2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»
Но как мы реагируем на такую инициативу? Одни с радостью принимают примирение с Богом, а другие, как Навал, ожесточают свое сердце.
Во-вторых, Бог дал нам служение и слово примирения. Только мы - не посредники (посредник один - Иисус), а посланники. Как написано далее: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Служение примирения заключается в том, чтобы донести эту вдохновляющую весть о примирении с Богом до каждого, кто об этом еще не знает.
Это служение не так просто, как может показаться. Следует не просто рассказать о Христе, но засвидетельствовать человеку так, чтобы он захотел изменить свою жизнь, принять это примирение. И здесь нам придется столкнуться с различными твердынями в сердце, в сознании человека. Как сказано в Притчах, «озлобившийся брат неприступнее крепкого города» (Пр.18:19). Однако Господь наделяет Своих верных детей универсальным духовным оружием, которое способно разрушать различные твердыни сердца и ума (2Кор.10:4).
Напоследок хотелось бы обратить внимание на следующие слова:
Иак.3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна…»
Здесь заключена очень важная мысль. При всей ценности и важности мира мы должны понимать, что мир - это не самоцель, по крайней мере в нашем грешном мире. Бог не призывает нас к миру любой ценой. Как мы видим, в иерархии небесных ценностей мир идет после чистоты. Мы с вами знаем, что ничто нечистое не войдет в Царство Небесное. И сам Иисус говорил, что «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). Есть вопросы, в которых не может быть компромисса. К примеру, сегодня в Европе пропагандируются либеральные ценности, проповедуется толерантность, в том числе и к тем явлениям, которые однозначно в Библии называются грехом. В таких вопросах мы должны быть готовы применить обоюдоострый меч Слова Божьего, чтобы отсечь неугодные Богу моменты и обличить мир о грехе.
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы достигали мира в отношениях с нашими родными, близкими и всеми окружающими, а также исполняли порученное нам служение примирения, предлагая людям примириться с Богом. При этом следует помнить следующие слова: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). А если порой это невозможно, то следует использовать три совета:
1)      мы должны являть терпение и любовь, «снисходя друг другу и прощая взаимно» (Колос.3:13);
2)      мы должны стараться найти библейское решение возникающих конфликтов;
3)      мы должны избегать участия в публичных спорах, которые бесчестят имя Бога.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:23).

война, мир, чистота, гордость, вожделение, язык, Христос

Previous post Next post
Up