1 Кор.12:1-11 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных…
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»
Гал.5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»
В этих отрывках мы с вами находим два перечня: 9 духовных даров и 9 духовных плодов. И в обоих списках содержится вера. Как так получается, что вера одновременно является и духовным даром, и духовным плодом? И в чем между ними разница?
Чтобы увидеть разницу между даром и плодом, давайте сравним новогоднюю елку с яблоней. Мы можем сказать, что на елке висят дары, а на яблоне - ее плоды, яблоки. В случае с рождественской елкой, подарок или дар как вешается, так и снимается с нее одним кратким действием. Подарок или украшение, которое висит на елке, могут быть сделаны совершенно из другого материала, никак не связанного с самой елкой. Между даром и деревом нет прямой связи. Дары, которые висят на елке, ничего не говорят нам о природе этого дерева.
С другой стороны, яблоко и яблоня связаны самым непосредственным образом. Природа дерева определяет природу плода, как по виду, так и по качеству. На яблоне никогда не вырастет апельсин. Хорошее дерево даст хороший плод, а плохое - плохой (Матф.7:17-20). Яблоко не появляется на яблоне в результате одного краткого действия. Появление плода - это результат упорного, продолжительного процесса взращивания и развития. Для получения наилучшего плода дереву требуется тщательный уход. Для этого необходимо время, умение и труд. (Дерек Принс. Вера, которой жив будешь).
Если сказать более кратко, дары нам говорят о характере того, кто их преподнес; плоды - о характере того, чьи это плоды. («По плодам их узнаете их» Мф.7:20).
Вера как дар Духа Святого подчеркивает характер Бога, который влагает ее в сердца тех, кого Он «предузнал и предопределил» к спасению (Рим.8:29). Наверняка вам известны люди, которые умны, образованны и, по нашей человеческой мерке, достойны того, чтобы быть с Богом, но вот не верят они, и все. Возможно, есть и такие, которые не вызывают у нас особого доверия - а вот поди ж ты, уверовали, приняли крещение, стали членами церкви… Порой это не укладывается в сознании, но Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека, и последнее слово за ним. И мы часто пересуживаем в сердце своем, деля людей на достойных и недостойных.
Вера как плод подчеркивает наше духовное состояние. Она зависит от нас, от наших усилий. Как мы поступим с подарком Бога? Зароем его, как тот лукавый и ленивый раб из притчи Иисуса, или будем развивать его, чтобы он принес еще больше плода?
Вера как плод имеет два основных проявления, которые можно выразить как доверие и верность. Мы можем считать себя верующими, питать определенные иллюзии относительно своего духовного состояния, но истина заключается в следующем: мы верующие настолько, 1) насколько мы доверяем Богу, Его слову, Его обещаниям; 2) насколько мы верны Ему. Это не теория, это - практика, это наша реальная христианская жизнь.
Пс.36:1-5 «Псалом Давида. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит»
В этих словах мы видим гимн доверию. Что бы не происходило вокруг, как бы ни жили окружающие, сколько бы несправедливости мы не видели каждый день - уповай на Господа, находи утешение в Господе, доверь Ему свой путь и будь уверен, что Он сделает все наилучшим образом.
Реальность духовной жизни такова, что Бог совершает в нашей жизни только то, что мы Ему доверили. Доверили полностью и безоговорочно. Если мы сомневаемся, если ищем обходные пути, если держим Бога «про всяк случай», когда не сработают наши связи и знакомства, или деньги, или наши способности - мы не можем сказать с уверенностью, что плод веры в нас растет и преумножается. Своим маловерием мы перекрываем каналы Божьего действия в нашей жизни.
Доверие - это спокойное, устойчивое, непоколебимое упование на благость, мудрость и верность Божию. Внешним его проявлением является мир в сердце среди всяческих житейских передряг. Если мы не имеем мира в сердце, нас мучает бессонница, мы не видим выхода и лихорадочно его ищем - мы еще не научились доверять Богу так, как это необходимо. Не говорите, что вы доверяете Богу, если вы ему ничего не отдали, не предали Ему путь свой и стараетесь идти своим собственным путем.
У Владимира Соловьева есть книга с парадоксальным заглавием «Оправдание добра»; в ней он так ясно показал, что слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в свое добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Так вот, давно пора оправдать добро, и это значит - снова поверить в его силу, в его внутреннюю Божественную непобедимость.
Апостол Павел во 2-м послании к Тимофею дает нам образец веры, доверия:
2 Тим.1:12 «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день»
По стандартам этого мира Павла можно назвать неудачником: постоянные преследования, избиения, бегства. Но какая твердость и уверенность звучит в его словах. «Я знаю, я уверен…». Павел говорит также о залоге. Залог - это то, что мы дали кому-то, подтверждая серьезность наших намерений и демонстрируя свое доверие. Павел отдал в залог Богу все, что имел, всю свою жизнь, он доверил Господу всего себя.
Второе проявление веры как плода - это наша верность.
Авв.2:4 «…праведный своею верою жив будет»
Буквально эти слова означают, что праведник будет жить своею верностью. Взирая на Бога и имея перед собою такой образец, праведник и сам культивирует в себе верность Богу, Его заповедям. Ведь мы часто неверны, но Бог остается верным, ибо Себя отречься не может (2 Тим.2:13).
В 14-м Псалме Давид задает два вопроса:
Пс.14:1 «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?»
Одно из условий этого -
Пс.14:4 «… кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет»
Бог желает, чтобы верующий был верен своим обязательствам, даже если он терпит урон от этого. Христианин, который не сдерживает своего слова и не выполняет своих обязательств, еще не развил плода верности. Даже если человек недостоин, или обстоятельства складываются против нас, мы должны учиться сдерживать свои обещания.
Итак, вера может рассматриваться одновременно и как дар Святого Духа, и как Его плод, который развивается и возрастает в нас. Никто не может прийти к Богу сам, в каждом покаянии можно видеть результат действия Святого Духа. В то же время возрожденный христианин имеет ответственность развивать в себе плод веры, и прежде всего такие качества, как доверие и верность. В этом можно увидеть реальность веры в нашей жизни.
По мотивам книги: Дерек Принс. Вера, которой жив будешь.