НАЧАЛО МУДРОСТИ

Sep 09, 2012 08:00


К одному мудрецу пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там». А на улице шел дождь. И человек удивился: «Ну как это может помочь мне?» . Он вышел из дома и стал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?». Мудрец ответил: «Что случилось, когда ты там стоял? Получил ли ты какое-нибудь откровение?».Человек ответил: «Откровение? Я просто думал, что выгляжу как глупец!» Мудрец сказал: «Ты сделал великое открытие! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, то изменения уже начались».

Многие люди ищут мудрости. В чем ее ценность? Она позволяет правильно оценивать ситуацию, делать верные выводы из различных жизненных обстоятельств, избегать ошибок, давать дельные советы другим, иметь внутреннюю гармонию…

Каковы источники мудрости?

Многие считают, что она приходит с жизненным опытом. Так, в Словаре Ожегова дается такое определение: «Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

Другие полагают, что чтобы стать мудрым, нужно все подвергать сомнению. «Доверяй, но проверяй» - такова установка многих из тех, кто считает себя мудрым.

Есть и такие, кто ищет мудрость в образовании. Однако многие из тех, кто получил блестящее образование, демонстрируют беспомощность во многих житейских ситуациях.

Наверное, этот список можно продолжать. Однако посмотрим, что говорит Слово Божье по этому вопросу. Обратимся к известным и часто цитируемым словам: «Начало мудрости - страх Господень». Здесь выражена вполне самодостаточная мысль, и уже сами эти слова наводят на многие размышления. И все же - предлагаю немного расширить «базу» нашего анализа и посмотреть, в каком контексте употребляются эти слова.

Данный текст встречается в Библии четырежды.


1) Пс.110:10 «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек»

В этом отрывке мудрость связывается с «разумом верным». Что это за разум такой? Можно говорить о разуме теоретическом и разуме практическом. С одной стороны, разум нам дан, чтобы делать правильные выводы из той информации, которую мы получаем из окружающего мира. Антипод «верного разума» в этом смысле - заблуждение. Если человек делает неверные выводы из услышанного и увиденного, он заблуждается, его разум - «неверный». С другой стороны, мы имеем разум, чтобы совершать правильные, обдуманные поступки. В этом заключается «практический разум». И его антипод - безрассудство.

И выше мы прочитали, что «разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Вот где источник мудрости - в исполнении заповедей Божиих. Здесь заключается и теоретический, и практический разум. Ведь для того, чтобы правильно исполнять заповеди, нужно их правильно понимать.

В Ветхом Завете Моисей, обращаясь к народу Божию, сказал:

Втор.4:5-6 «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный»

В Новом Завете Христос в Нагорной проповеди говорит:

Мф.7:24-27 «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»

В конце концов, наша жизнь, наши поступки являются мерилом того, благоразумны мы или безрассудны.

2) Пр.1:7-8 «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей»

Второй аспект мудрости - как мы относимся к наставлению, как мы реагируем на замечания. Готовы ли мы выслушать другого человека, даже если он гладит нас «против шерсти»?

В прочитанном отрывке сказано о наставлении отца и матери. Но в широком смысле это относится к наставлению учителя, пастора, любого старшего и более опытного человека.

Многому в этом смысле нас может научить детство Иисуса.

Лк.2:40-52 «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

41           Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

42           И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

43           Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

44           но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

45           и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

46           Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

47           все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

48           И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

49           Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

50           Но они не поняли сказанных Им слов.

51           И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

52           Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков»

Здесь мы видим, что Иисус был в повиновении у своих земных родителей - Иосифа и Марии. Единственный раз, когда Он вышел из повиновения, мы только что прочитали, когда Христу исполнилось 12 лет и он был с родителями в Иерусалиме. В этом эпизоде «промелькнуло» то, что Христос был более послушен Отцу небесному, чем земным родителям. Хотя, в противоположность многим людям, которые выпячивают свое «послушание» Богу и демонстративно не хотят слушать старших, мы видим, что Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». То есть никакой «звездной болезни», демонстрации своей исключительности, неуважения к родителям…

Иисус предстает перед нами в этой истории в образе «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». Пройдет совсем немного времени, и начнут задавать вопросы уже Ему, и Он станет так отвечать, что приведет в молчание и книжников, и фарисеев, и саддукеев.

3) Пр.9:10 «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум»

Как мы можем познать Бога? Как можно измерить бездну? Как можно вычерпать океан?

Рим.11:33-34 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?»

Казалось бы, познание Бога - задача неподъемная, но и здесь Слово Божье дает нам вполне достижимый и практичный совет:

Пр.3:6 «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои»

Мы можем познать Бога через обстоятельства нашей жизни. Если мы будем честны и откровенны перед самим собой, то увидим, что чаще всего самые большие проблемы в жизни мы создаем себе сами. Альфред Ньюмен как-то сказал: «Если бы вам удалось надавать под зад человеку, виноватому в большинстве ваших неприятностей - вы бы неделю не смогли сидеть». Между тем люди склонны кого-то винить в своих бедах, или искать причины своих неудач в гороскопах, неблагоприятных днях и тому подобное. Научиться делать правильные выводы из своих ошибок - это тоже важная составляющая мудрости. Никто не назовет мудрым того человека, который постоянно наступает на одни и те же «грабли», которого непослушание и гордость заводит в такие дебри, откуда выбраться порой бывает очень сложно. Научитесь видеть свои ошибки, научитесь замечать руку Божию в своей жизни, научитесь Его благодарить - и Он направит вас на путь спасения, покажет вам решение ваших проблем.

4) Иов 28:28 «…страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум»

Вспомнилось, как Андрей Григорьевич Кабанов (один из «учредителей» нашей поместной церкви) говорил, что слова «бегайте блуда» (1Кор.6:18) он всегда понимал буквально, т.е. - ноги в руки - и подальше от соблазна. Не ждите момента, когда грех приблизится вплотную, когда нужно будет напрягать все свои силы, чтобы противостоять соблазну греха. «Обволакивающее» действие греха таково, что не успеешь оглянуться - а тебя уже засосало. Разумный человек удаляется от любого места, где сеется соблазн и буйно произрастают семена зла. В первом псалме Давид говорит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет».

Итак, сегодня мы вкратце рассмотрели четыре практических совета, как в своей жизни можно обрести мудрость: 1) исполнять заповеди Божии; 2) быть внимательными к наставлению; 3) познавать Бога; 4) удаляться от зла. Конечно, это непростые задачи, все это вместе взятое можно считать программой всей нашей жизни. Для этого искать помощи следует у Иисуса Христа, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3) и Который готов дать нам «Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф.1:17).

разум, мудрость, Христос

Previous post Next post
Up