1. Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова. Комплекс в Вечаше

Aug 30, 2017 22:12

03.09.2016
Это наше второе посещение Вечаши. Мы уже знаем, что здесь всегда рады гостям, а в соседнем имении Николая Андреевича, Любенске, до которого пешком можно дойти, осенью всех посетителей угощают яблоками: бери сколько унесешь. И хотя собственно в Вечаше яблоневых садов нет, сюда нельзя не заглянуть еще раз: ведь не за яблоками же мы пожаловали.


Ко второму посещению Вечаши я заранее немного подготовился: незадолго до этого сходил на «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». И теперь удивляюсь, как «Китеж» повлиял на мое восприятие Вечаши. Вот послушайте об этом мой рассказ в формате небольшой мебельной экскурсии.

Начну с того, что в 1920-е годы дом, подобно Китежу, исчез с поверхности земли.

Концертный зал
Точной информации о внутренней планировке дома не сохранилось. Поэтому восстановление проводилось по очертаниям фундамента, при этом основное пространство было отведено под концертный зал. И в этом есть, наверное, свой плюс, потому что во время экскурсии можно посидеть и послушать отрывки из опер, написанных Римским-Корсаковым в Вечаше (догадайтесь, о какой из опер веду речь).


Композитор на протяжении нескольких лет дом в Вечаше снимал и своей мебели сюда не привез. Так что экспозицию составляют единичные типологические предметы, например кресло классицистического стиля.


С традиционными для классицизма кубиками и резными бантиками.


Современная люстра пополняет тридцать первую дюжину люстр и паникадил.


Фрагмент этнографической экспозиции
В одном из уголков дома организована небольшая этнографическая экспозиция. Из мебели здесь представлен дубовый шкаф-поставец, глухой сверху и с открытыми полками внизу.


По рисунку резного декора на навершии не исключаю, что шкаф мог быть изготовлен в эпоху модерна, то есть в начале 1900-х годов - именно в то время, когда здесь жил Римский-Корсаков.


Кабинет Римского-Корсакова
А вот расположение кабинета известно точно, поэтому можно сказать, что в этом месте за подобным письменным столом были написаны 5 из 15 его опер: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о Царе Салтане» и - внимание! - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Стол двухтумбовый, дубовый, на мощных точеных ножках.


Похоже, что именно ножки придают основательность таким письменным столам. Сравните, например, с экземпляром из санкт-петербургской квартиры Римского-Корсакова.


Следующей фотографией одновременно пытаюсь показать литой корпус настольной лампы со множеством тонких деталей на нем и лежащую на углу стола шкатулку. Шкатулка принадлежала последним владельцам усадьбы, поэтому силой богатого воображения можно предположить, что и композитор ею когда-нибудь пользовался. А вдруг?


Стулья привносят в интерьер готические нотки.


В резном декоре их стрельчатых наверший прочитываются мотивы трифолиев. И восьмилепестковые шляпки гвоздей очень хороши.


У стены напротив стола расположился строгий диван с очень высокой спинкой. Рядом стул. Оба тяготеют к классицизму. Оба многое теряют после замены обивки на современную.


Вдоль третьей стены - пара барочных кресел.


Локотники, S-образные передние устои,


спинки с дополнительной стяжкой - все немного кучерявое.


От внучки композитора, Ольги Михайловны Римской-Корсаковой, музею досталась керосиновая лампа. Буду бережно хранить ее в тридцать первой дюжине.


В заключение предоставлю слово самому Николаю Андреевичу:
- Вечаша - прелестное место: чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами...


И дальше:
- Купание прекрасное. Ночью луна и звезды чудесно отражаются в озере.


И вот что мне подумалось здесь, в Вечаше, на берегу озера Песно. Не это ли то самое озеро Светлый Яр, на противоположном берегу которого виднелся Римскому-Корсакову и отражался в воде воспетый им Великий Китеж?

мебель, мебель мемориальная, свет, во Псков, Вечаша, кресло, мебель в музее, поставец, стол письменный, люстра, диван, шкаф-поставец, Римский-Корсаков, стул

Previous post Next post
Up