04.11.2022
В двух небольших комнатах этого дома с 1946 года жили и работали мастера Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелевы.
Их сын Владимир Дмитриевич Шевелев, потомственный игрушечник, создатель и руководитель музея, за 40 лет собрал большую коллекцию. Знакомясь с ней, один заезжий мебельщик нет-нет да и взглянет краем глаза на мебель.
Сени
Традиционная каргопольская глиняная игрушка и посуда, домотканый текстиль, изделия из бересты, дерева и кованого металла - все это богатство плотно расставлено и разложено на деревенской мебели кустарного производства: полках, скамейках, столах. Особняком разместился великоустюжский расписной свадебный сундук - едва ли не в каждом русском доме был такой.
Кухня
Сердце кухни - необыкновенной, сказочной красоты русская печь. Рядом крашеная витрина, отданная под глиняную игрушку.
Дверцы закрываются на очаровательный барашек.
Продолжение коллекции - в крашеном буфете, что в красном углу, под иконой, и на столе с точеными ножками, сделанном руками отца. Фотография родителей, Дмитрия Васильевича и Клавдии Петровны, - верхняя в простенке между окнами.
В семье Шевелевых пять поколений мастеров. Вот сделанные руками Шевелевых игрушки, одиночные и многофигурные, крашеные или обваренные в «солодяге» - специальной мучной болтушке.
Комната
В музейной коллекции есть работы, выполненные и другими мастерами: старшим братом Клавдии Петровны Александром Петровичем Шевелевым, их земляками Иваном Васильевичем и Екатериной Андреевной Дружиниными, Семеном Ивановичем Рябовым, Ульяной Ивановной Бабкиной.
Коровушки, «медведко», фигурки ворон с женской грудью, Полканы - о некоторых из этих персонажей расскажу чуть подробнее. Заодно покажу работы разных каргопольских мастеров.
Воспользуюсь редким изданием, которое буквально за неделю до написания поста само чудесным образом пришло ко мне в руки в букинистическом магазине. Итак, открываю книгу Г. П. Дурасова «Каргопольская глиняная игрушка» (1986), показываю из нее иллюстрации, цитирую наиболее понравившиеся фрагменты.
Бабы (с. 112):
Самые распространенные образы в каргопольской глиняной игрушке - женские фигурки. Сегодня мастера называют их «куклами» или «бобками», но раньше - «бабами». …Одни стоят подбоченясь, другие - с блюдом, полным пирогов, и обнаженной грудью, третьи кормят младенцев, иные держат в высоко поднятых к небу руках птиц.И далее (с. 126):
Слепленная из глины баба с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами… символизирует моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее плодородия.
Семен Иванович Рябов (1912-1984). Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977. Частное собрание
«Медведко» (с. 156):
Медведь у большинства гончаров - добрый «хозяюшко леса». Он выходит навстречу к людям с блюдом, полным пирогов. Балагур, весело играет на гармонике…
<…>
Среди персонажей святочных игр, якобы способствующих плодородию земли, мы не раз встретим медведя или «медведя на коню». Ряжанье медведем известно на масленицу: живого, его сажали в сани рядом с соломенной куклой - «масляницей» - и возили по городу. У славянских народов «медведко», «Михаил Иванович» считался подателем плодородия земли, оттого в ряде мест сохранился обычай: прокладывая первую борозду, запрягать в плуг рядом с волом медведя.
Иван Васильевич (1887-1949) и Екатерина Андреевна (1899-1978) Дружинины. Медведь с чашей. 1937. Архангельский краеведческий музей
Сани (с. 170):
Сани в Каргополье были не только самым распространенным средством передвижения как зимой, так и летом, но необходимы еще и в обрядах. <…> Согласно поверью, в декабре, при повороте солнца на лето, оно отправлялось в санях в теплые страны, нарядившись в праздничный сарафан и кокошник. В весенней сельскохозяйственной обрядности масленичные катания «кругами» на санях были необходимы, чтоб выросли долгие льны и уродились добрые хлеба.
Еще во второй половине XIX века, как и много столетий назад, сани на Севере были обязательны в свадебном чине: в них везли невесту к церкви.
<…>
Санные возки лепили почти все мастера, в то время как колесные повозки в местной игрушке единичны, несмотря на их широкое производство в уезде уже в начале XX века. По-видимому, причиной этому было не только то, что сани легче вылепить: они стали самобытным поэтическим образом долгих северных снегов и холодных зим…
Александр Петрович Шевелев (1910-1980). Тройка. 1978. Каргопольский музей
Береза (с. 127):
К березе у нашего народа отношение было особое. Ей посвящен месяц года «березол» - апрель, когда просыпается от зимнего сна природа: тает снег, бегут ручьи и вскрываются реки, солнце начинает «парить» землю, и пахарь прокладывает первую борозду. Выходят медведи из берлог, выставляют на улицы пчелиные ульи, выпускают на вольные корма домашний скот. Просыпается, оживает природа, и тогда же самыми первыми распускаются березовые листики. И именно поэтому береза в весенних народных праздниках играла центральную роль. А в песнях и сказках славян она и поэтический образ матери-земли, и женщины, и самой весны.
Ее наряжали лентами, цветами и платками, нарекали «кумушкой» и как к живой обращались с просьбами подать девушкам - замужество, женщинам - плодородие.
<…>
Одетая зеленой листвой, береза была символом женщины и брака, поэтому ее изображение вышивали только на «бабьих» головных уборах и рубахах. А на ней сидели «павы» - птицы весны и солнца, вокруг нежным вьюнком заплетались молодые гибкие побеги.
И в игрушке птицы - посланцы солнца, сидящие на «березке», словно обогревают в ее лице всю природу и передают ей плодородящее начало солнца.
Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974). Птицы на дереве. Мельник. 1970. Каргопольский музей
Собака и волк (с. 167):
Собака в деревне первый товарищ человека: по ночам охраняет спокойствие крестьянской семьи, верили даже, что усматривает она «нечистую силу». В сказках собака то друг-оборотень, то добрый вещун. Она верный помощник на охоте: в непроходимых топях найдет подстреленную дичь, предупредит хозяина о грозном звере. Оттого лепят собаку то с уткой в зубах, то в лодке вместе с охотниками. <…> О давней дружбе человека с собакой говорит и старое местное предание, по словам которого, «когда Христос скрывался по лесам, собаку к себе и присоединил: у него ничего не было, даже хлеба - дал ей тогда тарачек (кусочек. - прим. автора.) просвирки, и стала она другом. Он сказал: «Первый друг - собака!» <…>
По характеру образа и лепки отличается от собаки волк, который всегда был одним из самых страшных зверей в русских лесах, за что его прозвали «лютым зверем». В заговорах он словно становился обобщенным образом крестьянских несчастий: «около пня ходит волк лохматый, в зубах у него весь скот рогатый». <…>
Волк был символом печали и смерти, тьмы и холода, как и сама ночь, которую он олицетворял. Именно таким лепила его У. И. Бабкина.
Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Собака с уткой. Черный волк. 1960-е. Частное собрание
Полканов специально оставил напоследок. Вот игрушки, сделанные руками Д. В. Шевелева.
Дмитрий Васильевич Шевелев (1907-2000). Полканы со всадниками. 1970-е. Частное собрание
А вот Полкан Ульяны Бабкиной. Читаем о нем (с. 129-138):
…Интересный и в то же время загадочный персонаж в местной игрушке - Полкан, которого сохранила в своей памяти У. И. Бабкина. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня и на ногах копыта. Обязателен у Полкана и признак пола. Ульяна Ивановна румянила ему щеки, легким росчерком синей и красной кисти писала бороду, словно у военного, наводила эполеты и портупею. А на груди рисовала лучистое солнышко.
<…>
Полкан родствен древнеславянскому Яриле - божеству весеннего солнца.
Архаические черты образа Полкана… олицетворяли, возможно, Солнце и его производительную силу, дающие урожай крестьянским нивам.
<…>
Полкан в каргопольской, да и вообще в русской игрушке… единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Бабкина делала своего героя внешне благодушным, но внутренне собранным и спокойным. Очень редко лепила Полкана удалым и молодцеватым, обычно же он статный «стар мастер человек»… В Ульянином толковании Полкан в первую очередь крестьянский богатырь. Это замечательный по выразительности и емкий по содержанию образ тихой, но несокрушимой силы народной.
Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Полкан. 1966. Всероссийский музей народного искусства (Москва)
В ней «тихая, но несокрушимая сила народная» - лучше о каргопольской глиняной игрушке, пожалуй, не скажешь.
Спасибо Геннадию Петровичу Дурасову за интереснейшую книгу о каргопольской глиняной игрушке. Другую его книгу - «В гостях у бабушки Ульяны» - купил в Каргополе под впечатлением от посещения музея.