04-05.11.2022
Когда сквозь арочный проем показался «кубоватый» аналой, стало понятно: сейчас начну ходить кругами, чтобы получше разглядеть красоту неземную.
Экспозиция во Введенской церкви
Аналой клиросный (конец XVII - начало XVIII века) из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Сторона аналоя, обращенная к чтецу (или певцу), с двумя дверками на фигурных кованых петлях.
Противоположная сторона глухая. Можно рассмотреть живописный сюжет, повторяющийся - с теми или иными вариациями - на четырех гранях аналоя. В центре - вазон, из которого, как из рога изобилия, буквально вырывается пышная растительность. Многие элементы выделены светлыми обводками и «оживками». Буйная картина словно вставлена в сдерживающую ее раму, декорированную хотя и в тех же тонах, и тоже со светлыми обводками, но уже геометрически строго.
На двух боковых сторонах аналоя укреплено по паре складных ручек-скоб. Сделано это, видимо, для удобства переноски.
Расположенные по углам деревянные гвозди скрепляют конструкцию рамы.
Интересно, что верхняя крышка, на которую могли выкладываться либо богослужебные книги, либо ноты (напомню, аналой клиросный), - это голые доски, вообще никак не декорированные. Должно быть, использовались покрывала.
Перейдем к мебели гражданского назначения. Из той, что представлена на экспозиции во Введенской церкви, покажу лишь дорожный сундук XVIII века. Цилиндрический, обтянутый кожей, скрепленный, как бочка, металлическими кольцами.
Центральное кольцо с прорезным солярным знаком, размещенным посередине крышки.
Такие сундуки - большая редкость: видел два экземпляра (да и то новодельных) только в
Приказных палатах во Пскове, где их называли сундуками-рундуками.
Музейно-выставочный центр
На момент проведения выставки «Дивование. Открытие Севера» экспонаты, к ней напрямую не относящиеся, были завешены микалентом (что такое микалент, рассказывал в посте «
Искусство перевозки искусства»). Так, от глаз народа был скрыт шкаф-перегородка (XIX век), или заборка, с чудесными расписными цветами, гроздьями винограда, птицами, конем, волком и львами.
С большим трудом кое-что удалось разглядеть. Вот два льва.
А вот волк с львиной гривой и надписью сверху: «Волкъ». Прелесть.
Над всей этой красотой, укутанной микалентом, три люстры. Беру их в
восемьдесят шестую дюжину люстр и паникадил.
Экспонатам в других залах повезло больше: их не прикрывали. Расписная филенчатая дверь.
На верхней филенке - птица райская.
На нижней - еще одна вариация на вечную для русской провинции тему льва.
Следующая выставка - «Путь через ГУЛАГ».
Стол и скамья изготовлены для антуража.
Зато детская кроватка-качалка аутентичная, датирована 1950-ми годами и вполне подходит для воссоздания гнетущей лагерной атмосферы.
Этажерка (1950-е гг.), крашенная половой краской.
Глядя на струганые фиалы, понимаешь: человек - существо, всегда стремящееся привнести в свой немудреный быт красоту.
Экспозиция в церкви Зосимы и Савватия
Здесь, на выставке «Монастыри и святые Каргопольской земли», удалось найти кресло из Успенского монастыря. Конец XVIII века, подражание столичным образцам.
В спинке - ваза, помещенная между колоннами. Детали плоские, и только роспись придает им некоторый объем.
На передней царге - цветочный мотив. Креслу хочется быть классицистическим, но кубики в углах коробки - отличительная черта стиля - лишь нарисованы.
Над всем этим великолепием - ампирный купол, без паникадила.
Скромная люстра где-то в стороне.
Мысль одна: Каргополь, милый Каргополь, некогда богатый и великий, многострадальный и всегда красивый, ты точно жемчужина Русского Севера.