В дневнике Лео Каганова
дискуссия по копирасту разгорелась, как пожар.
".. моя аудитория исключительно в интернете и она достаточно продвинута в компьютерных технологиях - те, для кого я пишу. Читатель моего формата - не домохозяйка и не водитель троллейбуса. А достаточно образованные и технически подкованные люди, прекрасно владеющие компьютером. Поэтому абсолютное большинство из них не покупает бумажных книг, предпочитая скачать оцифровку." - написал Лео. И эта самая ЦА практически закидала его помидорами...
Мне же интересно следующее:
Какой процент из читающей публики в России предпочитает/имеет возможность читать в электронном виде, а не книжном? Есть такие данные?
Мне кажется, у Лео слишком узкое видение своей ЦА. Никто не спорит, что большая ее часть - это те, о ком он говорил выше. Но странно, что он совершенно не берет в расчет тех читателей, которые все еще любят бумажные книги, читают бумажные газеты и журналы. Я в свое время познакомилась с его творчеством, прочитав рецензию в "Мире фантастики". После прочтения "Дня академика Похеля" я, ест-но, нашла его сайт и имела возможность убедиться, что там выложено многое из напечатанного. Это не помешало мне купить в книжном магазине те его книги, которые я нашла в продаже.
Моя подруга - технически подкованная, прекрасно ориентирующаяся в IT-сфере, тем не менее, тоже предпочитает читать бумажные книги, потому что на работе комп надоедает ей хуже горькой редьки. А чтение для нее, прежде всего, отдых.
Нас таких много в России! Лео, у вас, несмотря на всю вашу проницательность, та же болезнь, что и у всех москвичей -близорукость: вы не видите дальше МКАДа. Не в обиду будет сказано.
Опять же, зная свою уже существующую ЦА и ее поведенческие стереотипы, почему было не попытаться расширить круг читателей? Почему было не использовать технологии раскрутки, о которых автору прекрасно известно не понаслышке?
Почему издательство не озаботилось самыми элементарными приемами: плакатиками хотя бы на местах продаж? Не говоря уж о подогреве читательского интереса загодя, обставлении выхода книги как события, встречах автора с читателями и раздаче экземпляров книги с автографами? Если издательство не захотело заниматься PR-ом, то кто должен был бы им заняться? Литературный агент? Сам писатель?
По-моему, если у писателя нет времени и желания заниматься самопиаром, то почему бы не прибегнуть к помощи литагента? Наверняка даже в близком окружении есть человек, которому не безразлична писательская судьба Лео и который даже по доброте душевной взялся бы сделать кое-какие телодвижения для продвижения книги. У нас в стране все еще выпускается несколько тематических журналов: "Если", "Мир фантастики", "Полдень XXI век" и т.п. Автор с ними со всеми сотрудничал, неужели было проблемой разместить во всех них интервью накануне выхода книги? Кроме того, есть и другие СМИ, куда тоже можно было запустить инфу.
А еще есть такая старинная технология как встреча писателя с читателями. И даже писателей с читателями. После революции, когда интеллигенцию практически уничтожили, наши поэты и писатели, тем не менее, ездили по городам и весям, собирали залы и читали свои стихи и произведения, устраивали дискуссии. При том, что зачастую их аудитория была малограмотна и ничего не смыслила в высоких материях. А сейчас, слава Богу, пока практически все умеют читать хотя бы.
Почему бы нашим замечательным фантастам не собраться дружной компанией и не совершить вояж по матушке-России? И не так, чтобы приехали часа на два, посетили пресс-конференцию и усвистали, а провели полноценную встречу и с прессой и с читателями. Они бы сами удивились, увидев, сколько у них читателей на самом деле, а еще больше потенциальных.
Еще вопрос: почему писатель, столь заинтересованный в продажах именно этой книги - "Лены Сквоттер" аккурат сразу же после ее выхода укатил на фестиваль Мамакаба, а не пустился в тур по продвижению своего продукта? Понятное дело, что автор - тоже человек и имеет право на отдых, к тому же мероприятие было запланированное, а выход книги типа нет (хотя в издательских планах, свободно гуляющих по инету, был обозначен февраль). Но даже на Мамакабе можно было организовать событийный маркетинг. Сколько там было участников? Сколько из них узнали о книге во время поездки и купили ее по приезду?
В общем, вывод, на мой взгляд, простой: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Просто смотрите шире, господа писатели: не перевелись на Руси еще читатели, предпочитающие бумажные книги электронным.