Sep 01, 2024 14:06
Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души.
Наоборот, незнание есть тьма.
Как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума.
Неразумным существам свойственно незнание, разумным - познание.
Поэтому, кто будучи от природы способен к познанию и ведению (επιστημονικῷ), не имеет его, тот, хотя он от природы и разумен, тем не менее по нерадивости и слабости души бывает хуже неразумных.
Что касается познания, то под ним я разумею истинное познание сущего, ибо знания касаются сущего.
Ложное познание, которое есть как бы познание не сущего, более незнание, чем знание, ибо ложь есть не что иное, как не сущее.
Так как мы живем не одной душой, но душа наша, как бы сокрытая завесой - плоти, имеет подобие ока - видящий и познающий ум, воспринимающий познание и ведение сущего, причем это познание и ведение она имеет не с самого начала, но нуждается в обучающем, то приступим к неложному учителю - "истине".
Христос же есть ипостасная мудрость и истина, в «нем же вся сокровища разума сотворенна», Который есть Бога и Отца мудрость и сила. Поэтому послушаем голоса Его, говорящего нам через Священные Писания, и научимся истинному познанию всего сущего. ...
С другой стороны, так как апостол говорит: «вся же испытающе добрая держите», будем исследовать также и учения языческих мудрецов.
Может быть, и у них мы найдем что-либо пригодное и приобретем что-нибудь душеполезное, ибо всякий художник нуждается в некоторых инструментах к совершению устрояемого.
И царице свойственно пользоваться услугами служанок.
Поэтому мы позаимствуем такие учения, которые являются служителями истины, но отвергнем нечестие, жестоко владевшее ими, и не воспользуемся дурно хорошим, и не употребим искусства доказательств для обольщения простецов.
Хотя истина и не нуждается в разнообразных доказательствах, тем не менее мы воспользуемся ими для опровержения нечестных противников и лжеименного знания.
(преподобный Иоанн Дамаскин. Философские главы. Глава I. О познании)