В качестве дополнения к хорошему обсуждению фильма у Мити
http://aleatorius.livejournal.com/766237.html?view=3600413&style=mine#t3600413Интервью режиссера, несколько информативнее других его же высказываний
:
http://www.novygorod.ru/ru/news/volume1954/redakb/article4053/ (точную дату этого интервью можно, в принципе, найти, у меня файл от 070207).
Отрывок:
- Вы выросли без отца, и, насколько известно, ваш сын тоже растет без отца.. Сильно ли это повлияло на выбор сюжета и работу над фильмом?
- Когда я выбрал этот сценарий, я не думал о своем собственном опыте. Я говорю совершенно искренне. В первую очередь меня занимали мысли и идеи, которые были заключены в этом сценарии. Идеи, которые являют собой ту энергию, которой мы живем. Личный опыт - это отдельная история. Я стал задумываться об этом опыте позже, когда фильм уже состоялся и мне стали задавать вопросы на эту тему. Но это был неосмысленный опыт, нерациональный.
Как тот эпизод, когда ребята лежат в палатке и разговаривают. Этот диалог был в сценарии, но я себе представлял (почти вспоминал), как я тоже лежу в палатке и разговариваю с братом. Будто со мной было нечто подобное. Я это больше чувствовал. Но сам процесс создания фильма был целиком подчинен законам искусства.
- Тем не менее ваше творчество можно оценивать как своеобразный акт психоанализа. Как вы сами к этому относитесь?
- Это зависит от того, кто смотрит фильм. Если это приверженец теории Фрейда, то это одно. С другой стороны, есть Юнг, который все свое внимание сосредоточивает на всем человеке, а не только на физиологии и животном инстинкте. В противовес Фрейду Юнг сказал, что человеческий интеллект, который сформирован многовековой историей, мифологией и культурой, тоже имеет силу. Я на стороне Юнга, я на стороне человека культурного, который полагает, что не все произошло ниже живота. Есть что-то такое, что исключительно лежит в лоне интеллектуального познания, интеллектуальных аллюзий и самовыражения.
- А у вас самого есть семья?
- Это очень интимный вопрос. Могу сказать, что у меня есть сын. Ему много лет, и он воспитывается отдельно от меня. О том, что у меня будет сын, я узнал буквально за месяц до его рождения. Сейчас ему 18 лет. Он живет в Новосибирске, занимается музыкой. Не могу сказать, что у меня есть семья в общепринятом смысле этого слова. Ситуация, в которой я сейчас пребываю, меня вполне удовлетворяет. Это то, что я, наверное, заслуживаю. Настоящая семья - это заслуга, это дар, который не требует возмещения, но требует ответственности. Я имею то, что заслужил.