Начало прокатной деятельности Госкино СССР в Вятке 1923 г. Часть 2

Dec 15, 2020 22:05

Начало здесь.

В начале года Губоно рассматривал вопрос об организации общегородского детского театра. Необходимо было найти ассигнования и помещение. Когда в марте Губоно получил одобрение, были выделены деньги на оборудование театра в размере 10 000 рублей денежными знаками образца 1923 года. В качестве зрительного зала намечено было использовать кинозал Биоскопа.   По существующему в то время постановлению Главполтпросфета о режиме работы кинотеатров, категорически запрещено было занимать помещения кинотеатров любым организациям, хотя бы и  театрального характера. Но "Биоскоп" фактически находился на территории школы, арендуя одно из помещений её. Все эти причины повлияли на закрытие кинотеатра. Проработав около года, страничка с историей этого небольшого  кинематографа города закрылась навсегда. Детский Революционный Театр открылся в начале мая 1923 года. Была поставлена пьеса-сказка "Дивный город", автором которой был художественный руководитель театра  В.М. Гурский. Пьеса доступными для детского восприятия средствами раскрывала революционную борьбу рабочего класса за свое освобождение. [24]

Документальных сведений о местоположении аудитории кинозала найти не удалось, но как мне представляется, наиболее подходящее место, это бывшая Екатерининская домовая церковь при Мариинской женской гимназии, к тому времени уже давно закрытая. А женская гимназия была преобразована в Школьный городок.  Церковь была спроектирована губернским архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным и построена в 1899 году. Рядом с церковью находился большой актовый зал, его тоже могли использовать для кино и спектаклей, но только временно. Школьные линейки и мероприятия тоже нуждались в большом помещении. В телефонном справочнике 1913 года указан домашний телефон Чарушина - 70, а так же телефон его брата  2-81 , редактора газеты "Вятская Речь" Николая Аполлоновича Чарушина. [25]  В 1922 году номер 70 уже принадлежал другому абоненту, Вожегову, проживавшему на Семеновской улице в доме № 15. [26]. Бывшему редактору прогрессивной вятской газеты новая власть телефон не сохранила.



г. Вятка. Школьный городок им III интернационала. Фото 1920е. Здесь с 1922 по 1923 год располагался кинотеатр "Биоскоп", затем Детский театр.   Фото отсюда

Слева на фасаде здания видны наклеенные на стену афиши. На одной из афиш можно разобрать название оперы "Аида". Оперные гастроли были редкостью для Вятки. В июне 1924 года, заведующий гортеатром В.М. Гурский, специально посетил Ленинградский Государственный Академический театр оперы и балета (бывший Мариинский) для приглашения труппы, хора и оркестра театра в Вятку на гастроли. В состав труппы вошли примадонна Ада Кобзарева, Николай Большаков, премьеры В.П. Грохольский и Н.П. Молчанов. На сцене театра в саду "Аполло" кроме "Аиды" были показаны "Царская невеста", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Дубровский", "Фауст" и другие оперы. Можно предположить, что фото сделано в июне 1924 года.

У самого края с правой стороны, заметна фигура вятского гражданина в лаптях и онучах, который взобравшись на кучу дорожного мусора, прислонясь спиной к столбу, наблюдает за манипуляциями фотографа.
Фото как бы иллюстрирует фельетон Н. Тэфи
«На каждом углу, у каждых ворот, под каждым фонарём стоит русский свободный гражданин и лузгает семечки».


 В своем рекламном девизе 1922 года, дирекция кинотеатра в лице Викулова и Долгушина обещала быть "Всегда впереди всех". Но быть первым оказалось не просто, по иронии, "Биоскоп" оказался первым в числе закрытых кинотеатров города.
    В уездных городах  дела с прокатом обстояли еще хуже. Не выдержав финансовой кабалы, кинотеатры губернии прекращали работу. Так, летом, закрылся кинотеатр в Яранске.  В начале июля, Укоммунотдел, озабоченный поиском нового нанимателя, через газету  "Вятская правда" объявил о сдаче в аренду деревянного кинотеатра в центре города на 280 мест.  Кинотеатр имел установку для демонстрации  системы Гоман. [27]



Гомон (Gaumont) - французская киностудия. Одина из крупнейших поставщиков кинотехники с 1890-х годов.

12 июля в газете "Правда"   появилась статья Л. Троцкого "Водка, церковь и кинематограф"  где он  изложил свои взгляды на кинематограф как средство пропаганды.

«То, что мы до сих пор, т.-е. за эти почти шесть лет, не овладели кинематографом, показывает, до какой степени мы косолапы, некультурны, чтобы не сказать: прямо-таки тупоумны. Это орудие, которое само просится в руки: лучший инструмент пропаганды - технической, культурной, производственной, антиалкогольной, санитарной, политической - какой угодно, пропаганды общедоступной, привлекательной, врезывающейся в память, и - возможная доходная статья.
Привлекая и развлекая, кинематограф уже тем самым конкурирует с пивной и с кабаком. Я не знаю, чего сейчас больше в Париже или Нью-Йорке: пивных или кинематографов? И какие из этих предприятий дают больше дохода? Но ясно, что кинематограф соперничает прежде всего с кабаком в вопросе о том, как и чем заполнить восемь свободных часов.
... Кинематограф соперничает не только с кабаком, но также и с церковью. И это соперничество может стать для церкви роковым, если отделение церкви от социалистического государства мы дополним соединением социалистического государства с кинематографом».[28]

К моменту появления статьи, советский кинематограф уже не мог конкурировать ни с пивными, ни с церковью. Возможно, Троцкий не был знаком со статистикой, или статья была написана раньше, но  со второй половины  года кинотеатры в стране вновь стали закрываться. Читатели "Кино-газеты" из разных регионов сообщали в письмах, что причина кино кризиса в дороговизне проката и  невиданных до сего времени налогах. Провинциалам приходится только удивляться такой налоговой политике в области кино. Например, в Саратове кинотеатров в 1917 году было 16, в 1923 осталось 6.



Рисунок М.Горского "Три конкурента" характеризует реальное положение дел в стране.  Великий немой с заколоченной дверью с надписью Налоги и Прокат, а рядом расположилась  пивная и церковь.

В 1923 году на территории СССР все еще действовал "сухой закон" ограничивающий продажу крепкого алкоголя. Наивно было полагать, что наличие кинотеатров сможет как то повлиять на снижение употребления пива у населения. Вятские пивные и пивные залы  не уступали кинотеатрам.  Оформлением их занимались лучшие артели города. Роспись в  кафе "Восток" например, по сообщению рекламы, производила артель гражданина Джумухадзе.  По вечерам, также как и в кино, играли струнные оркестры, имелась хорошая кухня. Во многих были биллиарды. Пивные склады принимали заявки по телефону с доставкой пива на дом.  Количество пивных в  Вятке только росло.



В середине лета, дом Сергея Лобовикова оказался между двух "конкурентов".  Рядом с его домом открылась новая пивная громким названием "Олимпия".[29]   С другой стороны дома,   стояла еще действующая Царевская церковь. В следующем, 1924 году, по соседству, на улице Коммуны, 13, открылась большая пивная ЛСПО (Ленинградского Союза потребительских обществ).

Ниже приведу частичные выписки из рекламных объявлений газеты "Вятская правда" 1923 года, в хронологическом порядке, по кинотеатру "Прогресс". Уточнить информацию о киностудии и режиссерах некоторых фильмов не удалось. Затруднения вызваны тем, что оригинальное название фильма и название в советском прокате не всегда совпадало.

Газетный текст рекламных объявлений набран обычным шрифтом, пояснительный  курсивом. Если фильм был новый, реклама всегда отмечала это.  Основная доля зарубежных фильмов составляла продукцию киностудий  США, Германии, Италии.

23-24-25  февраля "Василиса" драма в 4 частях.
Россия, 1916 г. (По одноименному рассказу Гребенщикова. Реж. В. Висковский.)
Анонс  "Отверженная" 
(нет данных)

28 февраля-1-2 марта "Кровью залитый бриллиант"  (нет данных)

4-7 марта "Судьбы жестокий приговор"  Драма, 4 части.
(нет данных) Предположительно "Была без радости любовь" (Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была) Драма 4 ч. Торговый дом "Русь" 1917 г.
"Антигона"   Из древнеримской жизни,   1 часть
(нет данных)

11-13-14 марта "Сатана ликующий" Пойдет редкая картина  (1 серия)
Участвуют Лисенко и Мозжухин. Драма в 5 частях
Т-во "И. Ермольев"  1917 г. реж.  Я. Протазанова.

20-21 марта "Сатана ликующий" 2 серия
Участвуют Лисенко и Мозжухин. Драма в 5 частях
Т-во "И. Ермольев"  1917 г. реж.  Я. Протазанова. 
Анонс. Скоро пойдут боевики:
"Разбитая скрипка" 1918 г. Акц. о-во "А. Ханжонков"
"Мечта и жизнь", 1917 г. Акц. о-во "А. Ханжонков"
"Дармоедка"1918 г. Т-во "И. Ермольев"
"Пожар большой оперы" (нет данных)
"В стране долларов" (нет данных)
"Охотники за бриллиантами" (нет данных)
"Черная любовь" 1917г. Акц. о-во "А. Ханжонков"
и "Тайны Нью-Йорка" 6 серий. 1915 г.  The New Exploits of Elaine США

Особой статьей дохода были боевики, зрители с охотой раскупали билеты, делая аншлаги, хорошо пополняя кассу кинотеатра. Выписывая новые кинофильм в прокатном пункте, нужно было сразу оплатить их аренду. Боевики стоили дороже других жанров, представляя долю риска для предприятия.
Из того же отчета Губполитпросфета узнаем:
«Прошли ряд боевиков, которые значительно подняли дело, некоторые из них дали хороший доход, например, «Сатана ликующий» 2 серии, за которые было заплачено  2600 р., а доход выразился в сумме  8 т.р.  Из этого видно, что боевики ставить выгодно, хотя имеется большой риск, а потому необходимо заключить условия на получение боевиков  регулярных  не смущаясь их высокой ценой…»

6-7 апреля в кинотеатре "Прогресс" Киносеансы по общедоступным ценам от 50 коп.  до 1 руб.  (Название фильма не указанно, скорее всего, был не новый)

Изредка кинотеатры устраивали показ по пониженным расценкам, были дневные показы по специальной детской программе.
Для сравнения, цена коммерческого билета в кино составляла от 4 до 10 рублей. 
Цена общедоступного билета в театр в ноябре 1923 года была от 60 до 375 руб.
А цена одного взрослого билета за переправу на пароме через реку Вятку - 2, 60 руб. Бутылка пива в коммерческом кафе 10-12 руб.

Цены на продукты и товары на вятском рынке в сентябре того же года составляли:
Яйца 1 десяток 25-28 руб., Говядина 25-28 руб. фунт, Сахар 190 руб. фунт, Соль 13 руб. фунт, Махорка (осьмушка) 1/8 фунта 40-50 руб., Спички 50 руб. пачка, Сапоги 1800-2000 руб., Валенки 700-800 руб. [30]

Минимальная месячная заработная плата по сообщению Вятского губернского отдела труда в сентябре по Вятской губернии составляла 490 руб.

9-10-11 апреля "Нищая" (Подайте Христа ради ей) Драма в 4х частях с участием Мозжухина
Товарищество «И. Ермольев» 1916 г реж.  Я. Протазанова.
"Колизей" и "Прогресс". 2-4 мая пройдет незабываемая боевая новинка, 1я по своей величине комедия Бомарше, картина в 3х больших частях "Женитьба Фигаро". Картина совершенно новая, экземпляр выпуска 1923 г.»
Редкая художественная постановка. В главной роли Фигаро Ап. Макси. Картина пройдет одновременно в кино «Колизей» и «Прогресс», пойдет строго по сеансам.
(нет данных)
22,23,24 мая лучшая картина фабрики Харитонова "Тобою казненные", сильная драма в 5 ч. В главных ролях Вера Холодная и В. Максимов.
Торговый дом Харитонова 1917 г. реж. В. Максимов. Интимная драма.

Культура просмотра, показа и содержание поступавших кинофильмов оставляли желать лучшего, вызывая справедливую критику. В зрительный зал, публика попроще заходила с наполненными карманами семян подсолнечника. Не обращая внимания на развешенные по стенам таблички с надписями "НЕ КУРИТЬ!", "НЕ СОРИТЬ!", рассаживалась по местам, и дружно начинали грызть  семечки, пользуясь темнотой, смахивая шелуху себе и соседям под ноги.  Шум, свист, топот ногами, различные выкрики в адрес киномеханика, типа "Сапожник!", "Кино давай!", раздавались, если пленка в проекторе заедала или рвалась. Зал успокаивался только после возобновления показа.

Вот какие впечатления оставил один из вятских зрителей, посмотрев драму "Тобою казненные". Имел ли этот фильм ограничение по возрасту не ясно, но, как видно из текста, подростки на просмотре, присутствовали.  Молодежь из числа беспризорников, проникала на просмотры бесплатно. Способов к тому у них было немало. Они же больше всех хулиганили и шумели,  мешая остальным смотреть кино.

«Сильная драма в 5 частях. На экране - целый ряд любовных похождений, и ничего больше.
Эта картина, в порядке череды, преподносится губполитпросветом на экране кинотеатра «Прогресс».
Посетители - граждане от 12 лет и старше чувствуют себя на «седьмом небе». Когда же лента начинает обрываться, публика нервничает и волнуется. Кричат и стучат об пол. Лущат семячки.

В стороне возмущается потерей свободного вечера и кого-то клянет сидящий рабочий. И возмущается вполне основательно. Прийти в кино губполтпросвета, заплатить 5-7 рублей, целый час прождать начала сеанса, и затем просидеть 1,5-2 часа по уши утопая в подсолнечной шелухе, глядя на безобразные картины - это интересно, наверное, только для руководителей постановки партии губполитпросвета.

Вовсе не это сейчас нужно рабочему и красноармейцу. Пора бы это понять руководителям кинотеатров и сделать их действительными очагами культуры».
П. Л-й.

Пленка рвалась чаще всего из-за нарушений правил эксплуатации, неаккуратного обращения с ней. Киномеханики халатно относились к своим обязанностям, не соблюдали правил демонстрации, плохо следили за техническим состоянием проекторов. Прокатные конторы отмечали, что такого губительного и варварского отношения  к копиям как в последнее время не было никогда.

Луи Деллюк в один из своих приездов в Германию, посещал кинотеатры, сравнивая французское и немецкое кино, результаты появились в его газете "Cinéa", 24 июня 1921 года, их можно сравнить и с отечественными кинотеатрами.

«Большинство немецких фильмов, демонстрирующихся в Германии, истинно немецкие.
Я хотел бы, чтобы о большинстве французских фильмов, идущих во Франции, можно было сказать: какие же они французские!
Имя Лотты Нойман значится в афишах, расклеенных на всех углах. Идет фильм «Бедняжка Теа» («Arme Thea»).
Идет и «Группа белых аистов» («Klapperstorchverband»). Демонстрируются десятки фильмов с Лоттой Нойман в главных ролях. За Рейном она занимает то же положение, что Мэри Пикфорд - по ту сторону Атлантики. Ее обожают.
Думаю, мы бы ее никогда не стали обожать.
Идут очаровательные рекламные фильмы. Они столь же глупы, как и в других странах, но сделаны настолько тщательно, искусно, ловко, что нет никакой возможности их не смотреть.
Это касается и пропагандистских картин. Когда пропагандистские службы рейха начинают какую-то кампанию, они не считают нужным прикалывать этикетку с надписью «Немецкая пропаганда».
Это ясно и так.

В большинстве кинотеатров удобные места стоят одну-две марки, служащие кинотеатров вам не хамят, девушки, провожающие вас на ваши места, ничего не требуют, администратор подходит (с улыбкой на лице) и протягивает вам программу; в зрительном зале чистый воздух, а оркестр не играет неделями одну и ту же мелодию.
Все это пустяки. Но одно поразительно: в Германии кинематографист может попытаться сделать то, что ему хочется. При этом его не отстранят от работы ни банкиры, ни прокатчики, ни цензура, ни его собственные коллеги».[31]

Говоря о семечках, можно заметить, что в тот период их грызли везде, где только можно, на улице, рынке, вокзалах, площадях.  В одном из сообщений в "Вятской правде" 1922 года, говорилось, что пол Центрального пролетарско-красноармейского клуба им. Карла Либкнехта (бывшая Крестовская церковь) на спектаклях, бывает сплошь усеян скорлупками семечек и окурками. В зале накурено. И никто на это не обращает внимания. Хотя перед входом в клуб висело объявление "За грызение семячек и бросание скорлупы на пол - штраф 35 руб.", "За курение табаку - штраф 35 руб.".



г.Вятка. Клуб им. Карла Либкнехта (бывшая Крестовская церковь)    фото 1920е

Такое положение было  по всей стране, не только в Вятке. Это отразилось и в воспоминаниях многих современников. Неистребимое желание жевать во время сеанса пришло одновременно с появлением первых кинотеатров.

Свои детские впечатления сохранил актер Александр Вернер:

«Иллюзион», «Электричка» - так в детстве называли кинематограф. Десятилетним мальчиком я познакомился с поразившим меня представлением «живой фотографии», которую показывали в одесских кинотеатрах.

Это была небольшая, всегда непроветренная комната, тесно заполненная стульями; в глубине стоял какой-то загадочный аппарат, страшно интересовавший нас, мальчишек. Но его свято оберегал таинственный человек, которого мы называли то «техником», то «механиком», он же был антрепренером, хозяином иллюзиона и билетером. Он вертел ручку и он же собирал выручку. На стене висела тряпка подозрительной чистоты, называемая экраном, и она-то привлекала наше главное внимание. Публика, обычно состоящая из детей и молодежи, вела себя непринужденно, грызла семечки и яблоки, бросая шелуху и кожуру на пол, а иногда и друг в друга. Публика часто перебранивалась, громко обсуждая сюжеты картин, дополняя их «живой иллюстрацией», всегда неожиданной и новой.
Вначале картины шли без сопровождения музыки; потом появилась шарманка, а затем пианисты, гармонисты, наконец оркестры... Вспоминаются и более солидные, даже шикарные театры, среди которых «Кино Уточкина» - предел элегантности и роскоши того времени - кинотеатр, названный в честь нашего местного героя спортсмена и авиатора.[32]

После февральской революции Россию захлестнула волна любви к подсолнечнику, как какая ни будь эпидемия, страсть к поеданию, одолела массы народа.

Надежда Тэффи
"Семечки" 1917 г.
"Грызут семечки! Этой тупой и опасной болезнью охвачена вся Россия. Семечки грызут бабы, дети, парни и солдаты, солдаты, солдаты…
Беспристрастные, как их принято называть, историки назовут впоследствии этот период русской революции периодом семеедства.
Психиатры обратят внимание на эту болезнь, изучат ее и отнесут, вероятно, к той же категории нервных заболеваний, к какой относят кусание ногтей, различные тики, непроизвольные гримасы и навязчивые жесты.
С болезнью этой надо бороться и принять меры решительные и безотлагательные.
Россия заплёвана подсолнечной шелухой. Улицы, переулки, вокзалы, сады, трамваи.
На каждом углу, у каждых ворот, под каждым фонарём стоит русский свободный гражданин и лузгает семечки.
Выражение лица у такого гражданина особенное, от других граждан отличное: равнодушное и тупое. Но равнодушие это раздражённое, и тупость свирепая.
Такое выражение бывает у пациентов, ожидающих очереди в приёмной зубного врача. Им больно, им тошно, а ничего не поделаешь.
Семееды скорее мучаются, чем веселятся. Лузгание подсолнухов не развлекает их, а раздражает и мешает.
Обыкновенный уличный гражданин на предложенный ему вопрос или ответит сразу, или спросит:
- Чаво?
Семеед спросит два раза подряд:
- Гым?
И ничего не ответит.
Это «гым» он спрашивает носом. Энергии, потребной для того, чтобы пошевелить языком, у семееда нет. Его вспухший от грязной шелухи язык отяжелел и не ворочается, и не слушается отупелой воли.
Энергии не хватает даже на то, чтобы переплюнуть шелуху через нижнюю губу. И она висит вокруг рта и на подбородке".[33]

В своем раннем фельетоне "Неделя просвещения" 1921 г. М. Булгаков описал посещение театра двумя красноармейцами, конечно,  без трех стаканов семечек, не обошлось.

«Заходит к нам в роту вечером наш военком и говорит мне:
- Сидоров!
А я ему:
- Я!
Посмотрел он на меня пронзительно и спрашивает:
- Ты, - говорит, - что?
- Я, - говорю, - ничего...
- Ты, - говорит, - неграмотный?
Я ему, конечно:
- Так точно, товарищ военком, неграмотный.
Тут он на меня посмотрел еще раз и говорит:
- Ну, коли ты неграмотный, так я тебя сегодня вечером отправлю на "Травиату"!
- Помилуйте, - говорю, - за что же? Что я неграмотный - так мы этому не причинны. Не учили нас при старом режиме...
А он отвечает:
- Дурак! Чего испугался? Это тебе не в наказание, а пользы. Там тебя просвещать будут, спектакль посмотришь, вот тебе и удовольствие.
А мы как раз с Пантелеевым из нашей роты нацелились в этот вечер в цирк пойти.
Я и говорю:
- А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк увольниться вместо театра?
А он прищурил глаз и спрашивает:
- В цирк?.. Это зачем же такое?
- Да, - говорю, - уж больно занятно... Ученого слона водить будут, и опять же рыжие, французская борьба.
Помахал он пальцем.
- Я тебе, - говорит, - покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие... рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая тебе польза от цирка? А? А в театре тебя просвещать будут... Мило, хорошо... Ну, одним словом, некогда мне с тобой долго разговаривать... Получай билет, и марш!
Делать нечего - взял я билетик. Пантелеев, он тоже неграмотный, получил билет, и отправились мы. Купили три стакана семечек и приходим в "Первый советский театр".

... нас с Пантелеевым пропустили беспрепятственно и прямо провели в партер и посадили во второй ряд.
Сидим.
Представление еще не начиналось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец, стемнело в театре...».[34]

М. Булгаков  "Столица в блокноте" гл. IX Золотой век.  1923 г.

«... Для меня означенный  рай наступит в то  самое  мгновение, как в  Москве исчезнут  семечки. Весьма возможно, что я  выродок, не  понимающий  великого значения этого чисто национального продукта, столь же свойственного нам, как табачная жвачка славным  американским  героям  сногсшибательных  фильмов, но весьма  возможно,  что просто-напросто семечки - мерзость, которая  угрожает утопить нас в своей слюнявой шелухе.
Боюсь, что мысль моя покажется дикой и непонятной утонченным европейцам, а то я сказал бы, что с момента изгнания семечек для меня непреложной станет вера в электрификацию поезда (150 километров в час), всеобщую грамотность и проч., что уже, несомненно, означает Рай».[35]

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал

«...Тогда по всей колоссальной России, во всех станциях и вагонах почему-то щелкали подсолнечные семечки. Тут была какая-то особая психология момента, это никак не случайно. Но я не мог все же понять ее. Хотелось ли народу этим развлечь и отвлечь себя от разных дум? Или он хотел показать теперь свою вольность, что он везде хозяин и на все ему наплевать?! Или нужно было занять себя во время долгих, иногда по дням, ожиданий поездов. Но только действительно заплевали уж станции до невероятной степени! И уж убирать было бесполезно. И откуда брались эти семечки?! Право, съедены были сотни тысяч пудов! Вся Русь щелкала тогда,…  Что такое? И когда потом пришли немцы на Украину, они, прежде всего, требовали очищения станций и запрещали семечки. Я записал этот факт не для забавы читателя, а потому, что он как-то был связан тогда с революционной психологией».[36]

7 августа, "1 мая 1923 г. в Москве",
Киностудия «Пролеткино» 1923 г. оператор П. Новицкий (Первые хроникальные съемки студии)

"XII съезд РКП (б)". Проходил в Москве с 17 апреля по 25 апреля 1923 г. Кинохроника.
фрагменты кинохроники можно посмотреть здесь
https://www.net-film.ru/film-58954/

Закрытый показ  в "Прогрессе" для членов партии и рабочих.
Во время демонстрации кинохроники, при появлении на экране московских вождей, Троцкого, Зиновьева Бухарина, Радека, аудитория бурно рукоплескала. Аплодисментов удостоились и вятские вожди. В одной группе с Калининым, в кадр попали Марк Миньков и среди выходящих делегатов тов. Агалаков.

В одной из резолюций XII съезда о кино говорилось: «За время новой экономической политики число кино и их пропускная способность возросли в огромной мере. Поскольку кино пользуется или старой русской картиной, или картинами западноевропейского производства, оно фактически превращается в проповедника буржуазного влияния или разложения трудящихся масс. Необходимо развить кинематографическое производство в России как при помощи специальных ассигнований правительства, так и путем привлечения частного (иностранного и русского) капитала, при условии полного обеспечения идейного руководства и контроля со стороны государства и партии». [37]

Спустя месяц после съезда, опираясь на его резолюции, и постановления Х Всероссийского съезда Советов в отношении кино, в "Вятской правде" появилась статья "Внимание кинематографу",  в которой автор анализировал работу местных работников кино. Статья была подписана инициалами М.М.
Не трудно догадаться,  что за ними  скрывался ответственный секретарь Вятского губернского комитета РКП(б) Марк Миньков.

«Кинематограф, на который мы, к сожалению, мало обращаем внимание, это обоюдоострое орудие, могущее сыграть колоссальную роль в области воспитания масс, если оно направлено по коммунистическому руслу и, наоборот, оно может быть использовано во вред массам, к их угнетению, если оно направлено в противо-коммунистическое буржуазное русло. К нашему удовлетворению это орудие находится в наших руках, но мы отдаем ему мало внимания, и оно ускользает от наших рук и нашего влияния и обращается против нас. Оно мещански, обывательски, а иногда и классово развращает массы.
Кинематограф заплывает всякой ерундой, вроде постановки "Прокурора" * с мещанской, обывательской моралью: "не судите, да не судимы будете", а иногда еще и похуже, вещами прямо разлагающими.
К сожалению, партия не отдает должного кинематографу. Во главе киносекции губполитпросфета мы ставим людей, преследующих не классовое просвещение и воспитание, льнущих к сенсационным новинкам, гастролям и др. постановкам, не дающим ничего ни для ума, ни для разумного развлечения, не говоря уж о классовом воспитании.

... Партийные организации должны взять под свое поле зрение кинематографы, а отделы народного образования, губ. и уполитпросфеты за приспособление их к основным задачам, которые поставлены перед ними в области воспитания широких рабоче-крестьянских масс.
Чем скорее, тем лучше. Больше внимания кинематографии, ближе ее к задачам воспитания широких масс в духе коммунистического общества и его морали».
М.М.[38]

* "Прокурор" 1917г. Товарищество И. Ермольева  реж.  Я. Протазанов. (примечание моё А.К.)

Минькову можно было сколько угодно критиковать руководителей вятского губполитпросфета за безнравственные постановки, но советских художественных фильмов, которые бы соответствовали воспитательным задачам партии, практически не было. Свои обязательства по срокам выпуска  новых игровых картин Госкино не выполняло. Первые художественные фильмы производства Госкино - "На крыльях ввысь" Бориса Михина и "Пролеткино" - "Комбриг Иванов" А. Разумного, "Борьба за "Ультиматум" Д. Бассалыго вышли на экраны Москвы  только в конце декабря 1923 года.



"Комбриг Иванов"  был на один день привезен из Москвы и показан в Вятке впервые в клубе "Дворца труда" 21 января 1924 года. [39] Показ этого фильма на первых экранах города коммерческих кинотеатрах "Колизее" и "Прогрессе" был невозможен из-за противоречий монополии Госкино.

По существующему тогда соглашению студия могла показывать фильмы своего производства только в кинотеатрах ей  принадлежащих и в профсоюзных клубах. Но прокат через рабочие клубы не покрывал всех расходов на создание фильма, из-за того, что нельзя было поднимать цену за билет, она как правило, не превывышала 25 копеек.
Пролеткино в этот период всячески старалась обойти эти преграды, чтобы провести прокат по коммерческой линии.
Реклама этого фильма в газете была увеличенного размера, фильм вместо привычных трех дней, демонстрировался только один, но тремя сеансами подряд. Входная плата как сообщалось правлением,  была доступна. Возможно, в этот раз как то удалось обойти ценовые ограничения.

Окончание  Часть 3
__________________________________________________________________________________

24.  "Вятская правда" 08.05. 1923 г. стр. 4
25.  "Алфавитный Список г.г. абонентов Вятской Городской телефонной сети"  Составлен  1 мая  1913 г., ВЯТКА, 1913 г. стр. 67

26.  "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети"  на 1 марта 1922 г., ВЯТКА, 2я Государственная типография 1922 г.  стр. 8

27.  "Вятская правда" 01.07. 1923 г. стр. 4

28.  "Правда" № 154, 12 июля 1923 г.
29.  "Вятская правда" 19.07. 1923 г. стр. 4
30.  "Вятская правда" 04.09. 1923 г. стр. 4
31.  Ж. Садуль "Всеобщая история кино. Послевоенные годы в странах Европы 1919-1929" т.4 ч.1 стр. 393-394

32.  Вернер А.Н. Беглые заметки [Машинопись] // ГЦМК. Ф. 3. Оп. 2. Ед.хр. 30. 8 лл.

33.  Тэффи. "В стране воспоминаний". Рассказы и фельетоны. 1917-1919   Киев, LP Media, 2011 г..

34. М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5 томах М. Художественная литература. 1989 г. т. 2  стр. 211,212

35. М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5 томах М. Художественная литература. 1989 г. т. 2  стр. 263

36. Вениамин (Федченков), митрополит. "На рубеже двух эпох". М. Отчий дом. 1994 г

37. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", Ч. I, изд. 7е, М.1954, стр. 741.

38. "Вятская правда" 23.05. 1923 г. стр. 3

39. "Вятская правда" 20.01. 1924 г. стр. 4

Миньков, Троцкий, Госкино, 1923, Лобовиков, Кино, Вятка, Чарушин, Фалалеев, Биоскоп

Previous post Next post
Up