Начало прокатной деятельности Госкино СССР в Вятке 1923 г. Часть 3

Dec 16, 2020 22:00

Окончание
Начало Часть 1 Часть 2

Но особенно ярко, на фоне остальных, выглядело рекламное объявление кинотеатра "Прогресс", появившееся в конце августа, которое невозможно было не заметить. Это был фильм известного немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау.

"П Р О Г Р Е С С".
28,   29,   30,   31    А В Г У С Т А
Боевик сезона ДРАКУЛА.       Последний выпуск 23 года.
━       Симфония ужаса!.   ━   Ставленник смерти !.  ━
━    Б И Ч          М И Р А,  ━
В  А  М  П  И  Р        Н  О  С  Ф  Е  Р  А  Т  У.
Драма в 6 частях, инсценировка по знаменитому роману Браш Стюкер.
Начало  ровно  с 7 час.  вечера     ●●    Касса  открыта  с  6 час.    вечера.
                                                                                        ПРАВЛЕНИЕ. [40] 
Оригинальная версия фильма Nosferatu - Eine Symphonie des Grauens: 35 мм, 1: 1.33, пять частей, 1967 м (106 минут при
16 кадрах в секунду) Цензура: 16 декабря 1921 г., № B 4960, Jv. запрещено для детей
Киностудия Prana Film, режиссер F. W. Murnau


В таком немного искаженном написании фамилия Брэма Сокера появилась на страницах "Вятской правды". К жанру боевик фильм, конечно же, не относился, но желание правления кинотеатра привлечь внимание и сделать сборы, привело к тому, что фильм изменил жанр.

Со временем этот фильм   будет  признан критиками и историками шедевром немецкого экспрессионизма, наряду с такими произведениями как "Кабинет доктора  Калигари" (1920). Этому фильму посвящены бесчисленные статьи и ссылки на сайтах, он достоин, чтобы остановиться на нем подробнее.

На следующий день, по завершению показа "Симфонии ужаса", вечером, 1 сентября, главную площадь города сотрясали оружейные выстрелы и взрывы, а с наступлением темноты на главной площади и улицах города молодежь Вятки  устроила массовое факельное шествие. Но к фильму это конечно отношения не имело.

18-19-20 сентября  "Роковая месть"
Только что получена из-за границы  ПОСЛЕДНЯЯ НОВИНКА 1923 года
Большая художественная драма в 6 частях с участием ПИННЫ МИНШЕЛЛИ
(Pina Menichelli) Италия
(нет данных)

21-22-23 сентября "Гримасы жизни" 
Драма в 5 частях с участием Флоренс Ля Бади  (Florence La Badie) США
(нет данных)

24-25-26 сентября "Погибшие миры"
Последняя сенсация Берлина. Грандиозная мировая сенсация, гвоздь сезона - шедевр по роману Г. Зудермана. Все газеты мира поместили рецензии о картине Погибшие миры, картина пользуется колоссальной популярностью.
(нет данных) Германия

2-3-4 октября "Ложа черных масок"
в 6 частях, с участием Лиды Борелли  (Lyda Borelli) Италия
(нет данных)

анонс "Преступление Бертона Вудро" 1923 г  США

19-20-21 октября "Рудокоп" Социальная драма.
 Драма в 6 частях.
(нет данных)

26-27-28 октября "Одноглазый Джим" Из цикла Мексиканских детективов.
Трюковая драма
(нет данных)

30-31-октября 1 ноября "Набег бандита"
Драма в 6 частях. Масса тюрков.
(нет данных)

11-12-13 ноября "Похождения Шерлока Хольмса"
Захватывающий сюжет, драма в 5 частях.
(нет данных)
Судя по тому, что фильм состоял из 5 частей, а  в фамилии Хольмс стоял мягкий знак, можно предположить, что это одна из французских  постановок 1910х годов. Впервые жители Вятки увидели Шерлока Холмса в популярной пьесе в 4х действиях  «Шерлок  Хольмс» на сцене театра в ноябре 1906 года.
Оба варианта написания фамилии встречались в  литературных публикациях этого периода.
19-20-21 ноября "Истерзанные души" с участием В. Холодной. Драма в 5 частях.
Торговый дом Харитонова 1917 г. реж. В.Касьянов
Кинохроника: "Вятка. Закладка памятника Халтурину" 1923 г.

Впервые эта кинохроника была показана 14 июля на закрытом сеансе для городской партийной организации, в помещении летнего кинотеатра "Прогресс" сада им. Ст. Халтурина.

9 декабря  Сегодня последний день "Парижанка ЖУ-ЖУ"
Художественная драма в 6 частях
(нет данных)
20-21 декабря Сегодня последний день. "Всю жизнь под маской" (голос совести)
Драма в 6 частях, участвуют Мозжухин и Орлов
Товарищество И. Ермольева (1915) реж.  Я. Протазанов.

Анонс "Власть сумасшедшего" (нет данных)

23-24-25 декабря "В тенетах соблазна"
Американский боевик. Захватывающий сюжет. Драма в 7 частях.
(нет данных) США
Анонс "Ревность" Драма в 5 частях
Акц. о-во "А. Ханжонков" 1914 г. реж. П. Чардынин

В  следующем номере реклама появилась  с похожим названием фильма, вероятно, была допущена опечатка.
25-26-27 декабря "В сетях соблазна"
Американский боевик. Захватывающий сюжет. Драма в 7 частях. Масса трюков.
(нет данных) США

28-29-30 декабря "Закон человека"
Драма из жизни Калифорнии. В 5 частях.
(нет данных)

В 1923 году "Кино-газета" провела опрос среди читателей на лучший фильм года.  Конечно, аудитория небольшой газеты не может сравнится с аудиторией города или страны, но некоторое представление о вкусах зрителей может составить. Вот ее результаты. Курсив  мой. В скобках стоит год международной премьеры. Знак вопроса  там, где производство картины установить не удалось.

Анкета Кино-Газеты Лучшие фильмы репертуарного показа  1923 года.

1. "Индийская гробница" (1921 г.) Германия. Das indische Grabmal: Die Sendung des Yoghi
2. "Нищая Стамбула" (1923 г.) ?
3. "Человек без имени" ?
4. "Красные дьяволята" (1923 г.) СССР
5. "Найденыш Джуди"  (Длинноногий папочка) (1919 г.)  Daddy-Long-Legs США
6. "Кабинет доктора Калигари" (1920 г.) Германия. Das Cabinet des Dr. Caligari
7. "Леди Гамильтон"  (1921 г.) -  Германия. Lady Hamilton
8. "Лукерция Борджия" (1922 г.) Германия. Lucrezia Borgia
9. "Священный бриллиант" (1917 г.)  США The Fatal Ring
10. "Дом ненависти" (1918 г.) США The House of Hate
11. "Всадник без головы" (1922 г.) США The Headless Horseman
12. "Презирающий смерть" (1921 г.) США
13. "Доктор Мабузо" (1922 г.) Германия. Dr. Mabuse, King of Crime
14. "Принцесса устриц" (1919 г.) Германия.  Die Austernprinzessin
15. "Анна Болейн"  Германия. Anna Boleyn

Среди артистов места распределились так:

1. Конрад  Вейдт
2. Мери Пикфорд
3. Присцилла Дин
4. Пирль Уайт
5. Гарри Лидтке
6. Эмиль Янингс
7. Гарри Пиль
8. Чарли Чаплин
9. Норма Толмэдж
10. Антонио Морено
11. Макс Линдер

Подводя не утешительные итоги проката 1923 года, оказалось, что в кинематографическом деле разразился регресс. Кризис в кинопроизводстве выразился с одной стороны, чрезмерно высокими государственными и местными налогами, с другой,  в неорганизованности самого проката. При большом спросе на новые фильмы, Госкино не в состоянии было его удовлетворить.  Новые закупки тормозились бюрократическими препонами, поставленными на основании монополии проката.  Само Госкино так и не сумело правильно организовать  работу и снабдить рынок через свои конторы.  Девяносто процентов фильмов прокатываемых через Госпрокат принадлежали частным лицам.
   В конце 1923 года, кинотеатры платили 30 % валового сбора государственного налога и около 25% местного налога. Кроме того, прокатные конторы дающие кинотеатрам фильмы, обкладывались особым налогом с оборота, который входил в плату за прокат картины. Рекламная продукция облагалась большим местным налогом, плата за электричество производилась по повышенному тарифу, носила характер налога.
   В то время как во всех отраслях  индустрии, даже самых отстающих, обороты и производство достигли  25-35%  довоенного периода, число кинотеатров в стране уменьшилось даже по сравнению с 1922 годом. Вятская губерния входила в Екатеринбургский кинематографический район. Кроме нее, в состав входили: Екатеринбургская, Пермская, Вотская, Тюменская, Томская губернии.
По статистике в районе было:
в 1917 году   150 кинотеатров
в 1922 году    42 кинотеатра
в 1923  году   25 кинотеатров

Самарский кинематографический район.  (губернии Самарская, Оренбургская, Уфимская и гор. Сызрань)

в 1917 году  49 кинотеатров
в 1922 году  35 кинотеатров
в 1923 году  10 кинотеатров

В городе Орел
в 1922 году  8 кинотеатров
в 1923 году  1 кинотеатр
уездные города Орловской губернии имели по одному кинотеатру, к концу 1923 года закрылись все, за исключением Елецкого уезда.

Но что же подытоживать? спрашивала в новогодней передовице 1924 года та же  "Кино-газета"  и отвечала:

«Наша кинематографическая арифметика еще не знает, что такое умножение и геометрическая прогрессия. Приходится оперировать с нолями, бесконечно малыми и отрицательными величинами.
0+0=0;
Неразбериха + неразбериха = ?+? …
...так мизерны, так ничтожны все эти цифры по сравнению с тем, что нужно было сделать за год пролетарской революции, и возможно было сделать - что итоговый ноль не будет большим преуменьшением.

Нет настоящего советского производства, нет организованного проката, нет тысяч кинотеатров - городских и передвижных, которые так необходимы Советской России. В новый год советская кинематография вступает почти такой же слабой, как и в уходящий.
Конечно, отчаиваться мы не собираемся. Мы видим за серым кинематографическим сегодня новые горизонты. Уверены, что приблизимся к ним в будущем году. Убеждены, что не только завоюем позиции дореволюционного кино, но создадим кино мировое, интернациональное, пролетарское. Мы хотели бы, чтобы это было скорее, но знаем, что и наступающий год не даст резкого подъема. Хорошо бы, если бы удалось изжить хотя бы один вопрос - организационный и влить в кинематографию молодые революционные силы. Хорошо бы, если бы партия взялась за кино обеими руками».[41]



Рисунок М. Гродского. [42]
Трудный путь советской кинематографии к светлому будущему.
Художник изобразил нищего, в виде советского кино. Который продирается сквозь терни к большому городу. К левой ноге прикована цепь с надписю "Налоги", в правую вцепились кинохалтурщики, дорогу ему преграждает нсорог-бюрократ. Перебегает дорогу частный кинопрокатчик с плакатом "Даю и Беру", предлагает и продает  картины по спекулятивным ценам. Идти мешает человек вцепившийся пояс. Это дорогая кино и проекционная техника, запчасти, угольные дуговые лампы. Кто сидит на горбу кинематографии я не знаю.  Если кто узнал этого персонажа, напишите.
_____________________________________________

1. Статья № 434. Постановление Народного Комиссариата Труда.
Об еженедельном понедельничном отдыхе и праздничных днях работников зрелищных предприятий. («Изв. ВЦИК» от 3 сентября 1919 г.  № 194 )

2. Статья № 433. Декрет Совета Народных Комиссаров. О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения. («Изв. ВЦИК» от 2 сентября 1919 г.  № 193 )

3.  В. И. ЛЕНИН т. 44 стр. 360-361

4.  В. И. ЛЕНИН т. 44 стр. 579

5.  "Вятская правда" 13.05. 1922 г. стр. 4

6.  Николай Лебедев. "Внимание: кинематограф"! О кино и киноведении. Статьи, исследования, выступления. М. Искусство 1974г. стр. 44-46
Список шести частных прокатных контор в Москве, о которых упоминает автор в газете:
1. Художественный коллектив "Русь" контора, Леонтьевский, 24 (1920 г.)
2. Киноорганизация "Елин, Задорожный и К0" (1921г.).
3. Кинотоварищество "Факел" (1921 г).
4. Киноконтора "Экран",  А.Л. Саввы. Дегтярный пер. 11 (1921г.)
5. Кинолаборатория "Минерва" Н. Л. Миневрин ул. Тверская, 21 кв. 4 (1922г.)
6. Кинотоварищество "Л.О. Дранков и Н.В. Морозов" (1922г.)

7. Декрет СНК РСФСР «О преобразовании ВФКО Наркомпроса в Центральное государственное фотокинопредприятие (Госкино)». 19 декабря 1922 г.

8.  "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети"  на 1 апреля 1923 г., ВЯТКА, 1я типо.-лит. бум.-пол. треста 1923  стр. 9

9.  там же стр. 12

10.  "Алфавитный Список г.г. абонентов Вятской Городской телефонной сети"  Составлен  1 мая  1913 г., ВЯТКА, 1913 г.  стр. 5

11.  "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети"  на 1 марта 1922 г., ВЯТКА, 2я Государственная типография 1922 г.  стр. 18

12.  "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети"  на 1 апреля 1923 г., ВЯТКА, 1я типо.-лит. бум.-пол. треста 1923  стр. 18

13.  там же стр. 57

14.  Статья № 344. Декрет Совета Народных Комиссаров. О национализации телефонных сообщений Российской Республики.  («Изв. ВЦИК» от 6 июля 1919 г.  № 146 )

Статья № 586. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об учете телеграфных и телефонных аппаратов. («Изв. ВЦИК» от 23 декабря 1919. № 288 )

15. "Сергей Лобовиков". Русский мастер художественной фотографии. Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых 1996 г. стр. 44

16.  Эсфирь Шуб "Крупным планом"  М. Искусство 1959г.  стр. 68-69

17.  Г.В. Александров  "Эпоха и кино". М. Политиздат 1976г.

18.  На основании постановления Вятского Губисполкома от 12 октября 1922 года в порядке положения об этом налоге утвержденном постановлением ВЦИК и СНК о введении налога с публичных зрелищ и увеселений от 22 июня. («Изв. ВЦИК» от 25 июня, № 139).

19.  Постановление Вятскгого  Губисполкома от 12 октября 1922 г. в порядке п. 20 в перечня местных налогов и сборов, утвержденного ВЦИК  и Совнаркомом 29 августа 1922 года.

20.  Инструкция издана на основании § 5 Декрета СНК РСФСР «О Комитете по контролю за репертуаром (Главреперткоме) от 9 февраля 1923 г и постановления Президиума Вятского Губисполкома от 27.04.23 г.

21.  ЦГАЛИ СПб, ф. 317, оп. 3, д. 12, л. 7-8 об.

22.  Распоряжение центр налога от 14 мая 1923 г за № 551079 и циркулярного письма №  4 Главного комитета по контролю за репертуаром.
23.  "Вятская правда" 10.08. 1923 г. стр. 4
24.  "Вятская правда" 08.05. 1923 г. стр. 4
25.  "Алфавитный Список г.г. абонентов Вятской Городской телефонной сети"  Составлен  1 мая  1913 г., ВЯТКА, 1913 г. стр. 67

26.  "Список абонентов Вятской Городской телефонной сети"  на 1 марта 1922 г., ВЯТКА, 2я Государственная типография 1922 г.  стр. 8

27.  "Вятская правда" 01.07. 1923 г. стр. 4

28.  "Правда" № 154, 12 июля 1923 г.
29.  "Вятская правда" 19.07. 1923 г. стр. 4
30.  "Вятская правда" 04.09. 1923 г. стр. 4
31.  Ж. Садуль "Всеобщая история кино. Послевоенные годы в странах Европы 1919-1929" т.4 ч.1 стр. 393-394

32.  Вернер А.Н. Беглые заметки [Машинопись] // ГЦМК. Ф. 3. Оп. 2. Ед.хр. 30. 8 лл.

33.  Тэффи. "В стране воспоминаний". Рассказы и фельетоны. 1917-1919   Киев, LP Media, 2011 г..

34. М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5 томах М. Художественная литература. 1989 г. т. 2  стр. 211,212

35. М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 5 томах М. Художественная литература. 1989 г. т. 2  стр. 263

36. Вениамин (Федченков), митрополит. "На рубеже двух эпох". М. Отчий дом. 1994 г

37. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", Ч. I, изд. 7е, М.1954, стр. 741.

38. "Вятская правда" 23.05. 1923 г. стр. 3

39. "Вятская правда" 20.01. 1924 г. стр. 4

40. "Вятская правда" 28.08. 1923 г стр. 4

41. Кино-газета № 1(17) 01.01. 1924 г. "По случаю нового года". Стр. 1

42. Гродский Михаил Александрович, актер. Художник карикатурист. С 1923 года сотрудничал с московскими газетами как художник.

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:
Вятка наследие.
Исторические материалы.
Национальный исследовательский университет.  Раннее русское кино. Кинотеатры дореволюционной России.
Статистические данные и репертуар кинофильмов из газеты "Вятская правда" 1923, 1924 г.

Носферату, 1923, Кино, Вятка

Previous post Next post
Up