Происхождение свастики и свастичной символики - 2

Feb 25, 2016 17:33

Происхождение гаммадиона

Предположительно с VI в. до н.э. монетные дворы Древней Греции стали чеканить на реверсах монет загадочный для современных нумизматов символ в виде квадрата, поделённого на 4 квадратика:

41.

1) статер, Неаполис (соврем. Кавала), Македония, серебро, 510-480 гг. до н.э.; 2) статер, Кизик, Мизия, золото, V в до н.э.;
3) 1/6 статера (гекта), Фокея, Иония, электрум, 450-400 гг. до н.э.; 4) статер, Неаполис, Македония, серебро, 500-480 гг. до н.э.

Его особенность в том, что один из углов маленьких квадратиков утоплен, создавая впечатление пропеллера. Обычно, не вдаваясь в детали, символ называют "архаический квадрат" или просто "отчеканенный четырёхчастный квадрат" (quadripartite incuse square). В редких случаях добавляют "в стиле свастики" или даже "свастика в виде квадратов". Магия свастики заставляет исследователей видеть её там, где оной нет. Сложность и в том, что наши предки не оставили после себя даже намёка на разгадку, а древность "умеет" хранить свои тайны, и только редкие удачи приоткрывают её неведомые ранее страницы, как это было, например, с обнаружением кораблей озера Неми или Антикитерского механизма.

Разгадка таинственного квадрата в действительности не так сложна - его и в самом деле можно назвать пропеллером, ибо квадрат отображает конструкцию самого примитивного варианта ветрового 4-лопастного колеса парусного типа. Мельницы, в которых применяются такие колёса, называются "средиземноморского типа", поскольку возникли в регионе интенсивного мореплавания, каковым издревле было Средиземное море. Ветряки, используемые ныне в качестве экспонатов, выглядят следующим образом:

42.

Средиземноморские мельницы с парусным типом ветряка; слева 12-и лопастная, справа - 8-и.

Музей ветряков на Крите:

image Click to view



Как видно из снимков на илл. 42, лопасти ветряков крепятся Г-образно. Очевидно, таким же образом производилось крепление парусины на деревянный каркас первых ветряков:

43.
44.

Варианты закрепления парусин на каркасе ветряка (коричневого цвета - деревянный каркас, жёлтого - парусина).

Способ крепления на илл. 44 предпочтительней остальных, поскольку такой ветряк оказывает меньшее сопротивление ветру. В любом случае оптимальная конструкция лопастей достигается эмпирическим путём за сравнительно короткий срок использования ветряков.

В эпоху ранней Античности изобретение ветряка должно было восприниматься как чудо, которое поспешили отобразить на монетах. Характерно, что портовые города Неаполис, Кизик и Фокея (см. описане к илл. 41), в которых массово стали чеканить монеты с ветряками на реверсе, расположены в компактном балкано-азиатском регионе радиусом около 230 км:

45.

Карта Древней Греции, фрагмент (города Неаполис, Кизик, Фокея и Коринф выделены синим).

Он включает холм Гиссарлык, где была собрана самая богатая коллекция артефактов со свастикой, а также Коринф со своей оригинальной конструкцией ветряка:

46.

Статеры Коринфа, VI в. до н.э.

Коринфский ветряк, судя по имеющимся экземплярам монет, имел другое крепление лопастей из парусины - по трём сторонам, оставляя один край свободным:

47.

Примечательно, что форма свастического креста ацтеков (илл. 3) практически идентична символу на реверсе нижней монеты на илл. 46, только закручена в обратную сторону. Быть может, это совпадение случайно, с другой стороны, когда совпадений в символике с доколумбовой Америкой становится много, то вероятность случайности резко понижается.

Изредка ветряки на монетах украшали изображениями мифологических персонажей:

48.

Тетрадрахма, Сиракузы, серебро, VI в. до н.э. На реверсе в центре ветрового колеса отчеканена голова нимфы Аретусы.

В целом же тенденция очевидна: пуансоны монетных дворов сравнительно быстро износились, и вместо четырёх лопастей ветряка стал проявляться гаммадион, либо просто квадрат, поделённый на 4 части:

49.
50.

Илл. 49: Обол, Массалия, около 485-470 гг. до н.э. Массалия (современный Марсель) основана колонистами из Фокеи.
Илл. 50: Тетрабол, Аканф, Македония (70 км на юго-запад от Неаполиса), 500-480 гг. до н.э.

На реверсе монеты на илл. 50 ещё заметны лопасти ветряка, идентичного коринфскому (см. илл. 46), но с некоторых пор дизайнеры монет согласились с упрощённой трактовкой символа в виде четырёхчастного квадрата:

51.

Тетрабол, Аканф, Македония, 470-390 гг. до н.э.

Таким образом, символ 4-лопастного ветряка стал прообразом двух других: гаммадиона и четырёхчастного квадрата. Гаммадион ещё некоторое время сохранял генетическую связь с лопастями ветряка:

52.

Диобол, Пантикапей (основан Милетом), около 450-438 гг. до н.э.

Этот символ, однако, был скорее непонятным, поэтому довольно быстро ушёл в небытие, а классический гаммадион появился на древнегреческой монете V-IV вв. до н.э. только в одном месте - Херсонесе Фракийском, расположенном всего в 62 км от холма Гиссарлык:

53.

Монеты Херсонеса Фракийского (колония Милета), 480-350 гг. до н.э.

Исчезновение с монет 4-лопастного ветряка совпало с началом массового почитания гаммадиона, и этот феномен требует объяснения. Очевидно, выразительный и лаконичный символ, случайно появившийся в результате деградации символики ветряка на монетах, был истолкован по-новому и наполнен сакральной семантикой. Причём в то же самое время на вершине всенародной популярности находилась Медуза горгона, нанесение изображений которой на предметы требовало значительных художественных навыков. В таких случаях происходит редуцирование образа до схематичного символа, зачастую мало похожего на оригинал. Примером может служить богиня Танит, чей образ выродился до пустого равностороннего треугольника, ставший, в свою очередь, основой для гексаграммы, т.е. Печати Соломона ("Богиня Танит"). Но Медуза горгона не успела деградировать - она наложилась на гаммадион, который стал её символом. Этому способствовали полусогнутые руки и ноги горгоны, напоминающие 4 буквы "Г":

54.

Четыре "лапки" солярной горгоны подразумевают и другую коннотацию: 4 крыла (илл. 40), 4 головы лошадей квадриги Аполлона (илл. 8), 4 времени суток (утро, день, вечер и ночь), 4 времени года и сам ход времени, т.к. "лапки" горгоны - за редким исключением (илл. 2) - обычно закручены в одну сторону. Семантика гаммадиона могла пересекаться также с греческим крестом в контексте 4 сторон света, 4 ветров и в конечном итоге - с тетраморфом (см. "Анализ и датировка зодиака Бругша" и "Как и откуда появилась христианская символика"). И снова возникает параллель с доколумбовой Америкой: "о значении знака креста среди североамериканских индейцев граф Гоблет д’Альвиелла («La Migration des Symboles», с. 18) говорит: «Неоспоримо то, что доколумбов крест Америки представляет собою не столько крест, сколько «розу ветров», обозначая четыре направления, откуда на землю приходят дожди, либо четыре основных направления горизонта и пр.»" (Уилсон).

Значительное эзотерическое наполнение гаммадиона усиливало его роль в качестве сакрального и в тоже время защитного символа, а его наглядность и простота способствовали распространению по всему миру. Египет, однако, оказался в стороне от бума на свастичную символику, включая гаммадион. Видимо, свастика там считалась ересью и входила в противоречие с древнеегипетским пониманием солярной символики, вследствие чего артефакты со свастикой в Египте крайне редки и несомненно завезены из других стран.

Общие выводы

1. В основе свастичной символики лежит древнеегипетский культ солнца.
2. Слово свастика этимологизируется как священный символ солнца.
3. Основным источником свастичоной символики послужил образ Медузы горгоны, которая, в свою очередь, восходит к символу Хора Бехдетского - крылатому солнечному диску, - а её непосредственным прообразом стал бог Бес.
4. Гаммадион возник не преднамеренно, а в результате деградации отчеканенной на монетах символики простейшего 4-лопастного ветряка средиземноморского типа.
5. Богатое наполнение концепта гаммадиона и лаконичность обусловили его широкое распространение по всему миру, включая Мезоамерику.
6. На сегодняшний день можно считать доказанным факт наличия связей Старого Света с Мезоамерикой. Данных о влиянии столь много, что их уже невозможно объяснить полицентричностью и самозарождением символики.

Дополнительные материалы по теме:

Драхмы династии Паратов, правителей провинции Белуджистан в Пакистане, 125 - 300 гг. н.э.
Крест гамматический - это тетраграмматон.

свастика, тетраскелион, медуза горгона, гаммадион

Previous post Next post
Up