О происхождении религии сикхов, и её сущности, я уже писал достаточно подробно. Читатели, наверное, помнят, что основатель сикхизма, мудрый человек гуру Нанак жил в XV-XVII веках, и проповедовал веру в единого Бога, создателя, невидимого, не имеющего формы, -- а также действенную жизнь и любовь к людям. Потом ему последовали ещё девять гуру. Последний из них гуру Гобинд, примерно в 1700 году зафиксировал религию окончательно, отредактировал священное писание (включив туда идеи о божественности и непогрешимости прежних гуру и себя), и закрепил сикхские традиции. Желающие могут ознакомиться внимательно с «фильтрованной историей сикхов», сочинённой мной,
вот здесь.
Индия - родина сикхизма, и тут обитает порядка 15 млн последователей этого учения. Храмы сикхов имеются во всех больших городах страны. Для путешественников интересно, что в храмах сикхов существует общественная столовая, где может найти пропитание каждый человек, мужского или женского пола, независимо от отношения к религии. Для посещения столовой не обязательно поклоняться каким-либо гуру, и высказывать своё отношение к религии вообще; гуру Нанак говорил, что «нет индуиста, нет мусульманина» -- в том смысле, что все истинно верующие люди верят в одно и то же, а возможно и потому, что все одинаково далеко отошли от основ своей веры. Так или иначе, в сикхской столовой можно видеть всяческих людей, вовсе не одних сикхов.
Также сикхские храмы должны, по религии, предоставлять ночлег путникам, что, кстати, помогло распространяться сикхам по разным странам света.
Значение общественной столовой (она называется «лангар») очень велико. По площади она занимает, порой, почти столько же места, как и сам храм. А режим её функционирования разный: в индийских храмах - обычно два-три раза в день; в тех странах, где сикхов мало, варить еду могут всего лишь раз в неделю; в популярных храмах столовая работает постоянно и круглосуточно.
Поскольку изготовление еды в промышленных количествах - это очень интересно, и этим мы занимаемся и в Домах АВП, и на Лесном Трезвом Сходе АВП (в прошлом июне мы там кормили почти 600 человек), -- любопытно, как же устроено общественное питание, в тех местах, где кормят народ большими толпами, как они варят, моют посуду, распределяют еду, и соблюдают санитарию и гигиену общественной кухни. Особенно любопытно это в Индии, где желающих поесть - значительное количество. Расскажу вкратце об этом.
В Дели есть десяток сикхских храмов, и вот один из них (неподалёку от Красного Форта) представлен на фотографиях (на снимках - только столовая).
А. Кастрюли, в которых готовится пища. Основная еда, которую подают в храмах в Индии - это рис + гороховый / фасолевый / чечевичный суп + овощная сущность + лепёшки. В Дели готовят в огромных кастрюлях - некоторые, на вид, 150-250-литровые. Я обзавидовался. Хочу такие же!
Это уже готово к раздаче
Это -- подготовка овощей там происходит: чистят овощи, перебирают их.
Я тоже таким занимался -- в Копенгагене, в храме сикхов.
Слева: готовые чистые подносы.
Справа за решёткой: толпа желающих пройти в столовую.
Б. Потом еду в суперкастрюлях приносят в зал. Из кастрюль наливают большущим половником в вёдра. Глупые люди часто замечают, что гороховый суп по цвету похож на понос. Питательность и вкусность супа весьма хорошие, не нужно его ругать. А люди заходят в зал и, под руководством волонтёров храма, усаживаются в ряды.
Слева ,
виден калека с костылями, который тоже прикостылял за едой.
Ну вот и моя порция.
Публика
сидят рядами такими
Готовятся к получению пищи
Разносят
Раздача еды
Очень вкусно. А в кастрюле, не меньше 100 литров
В. Людям раздают подносы, и мимо ходят туда-сюда граждане с вёдрами, которые разносят рис, суп, овощи и лепёшки. В Дели-2015 постоянно подкладывают и подливают, пока не наешься. В 1998 году добавок не давали.
Г. После питания, люди сдают подносы. Интересно, что помывка подносов и ложек в сикхских храмах - 4-ступенчатая. Сперва их моют в обычной проточной воде, потом ещё раз моют в воде, потом подносы попадают в руки специальных людей, которые моют подносы с применением моющего вещества (для Индии - необычайно), потом посуда попадает в четвёртую воду и ополаскивается, уже без моющего вещества. Самое удивительное, что и в 1998 году тоже в Дели мыли посуду тщательно, с моющим веществом.
Д. Для чистоты, перед едой и после неё можно помыть руки. Обычно имеется и мыло.
Е. Несмотря на заверения сикхов в том, что они кормят вообще всех людей, -- всё-таки самые ужасные бомжи, не следящие за собой, в столичные храмы не допускаются. Для этого на входе в храм стоит, обычно, какой-то антибомж-контролёр. Таким образом, приличные люди, оказывающиеся в столовой, -- едят в интересном, но не вонючем и не опасном для здоровья обществе.
Ж. Все трудящиеся на кухне и в храме работают бесплатно (можно поучаствовать). Желающие оставить пожертвование, могут это сделать, но ненавязчиво - никто с коробкой для денег не бегает. Обычно в больших столовых какой-нибудь дяденька сидит с ящиком для пожертвований, или в фойе храма; в маленьких он не представлен.
З. В сихкской истории лангар - сикхская столовая - имеет исключительно важное значение. Например, в музее изображены первые гуру и их сообщницы, готовящие пищу для собрания, а признаком особого самопожертвования изображён какой-то мужик, который сделал вот что: по причине затяжного дождя на улице и отсутствия сухих дров для лангара, он изрубил на дрова собственную дверь, и приготовил пищу для собрания.
Таким образом, сикхи умело сочетают теорию - веру в Бога, в десять гуру и во всё остальное хорошее - и практику, любовь к людям, проявляющуюся на практике. Завтра мы собираемся в самый главный сикхский город, Амритсар, и поснимаем, как там происходит всяческое питание - там одновременно кормят множество тысяч человек.
Еда -- это вообще очень важно. Без еды никакое общество не может существовать. А люди, которые распространяют еду, делают хорошее и доброе дело.
Кстати, я уже 10 лет мечтаю о больших кастрюлях, а у меня их нет. Кастрюли мне нужны, тоже, для слётов и тусовок, для приготовления пищи. Сперва мне удалось купить 40-литровую кастрюлю, потом появилась ещё, потом ещё две по 50 литров, мы готовим в них на Трезвом Сходе АВП. Больше чем 50-литровые кастрюли мне в России не попадались -- видел я в Каире, в Стамбуле (а перевозка дорога и неудобна, в Стамбуле и 300 литров есть), а в Москве нет. Поэтому, товарищи читатели -- если у кого-то, например, бабушка работала в столовой и вам досталась 100-литровая кастрюля, то я с удовольствием приму её в подарок, или куплю по символической цене (по стоимости металла). Имеют смысл только кастрюли в Европейской части России -- катить кастрюлю из Владивостока или Читы или самому катиться в кастрюле мне, конечно, не охота. Тому же человеку, который снабдит меня 100 или более-литровой кастрюлей, я обещаю интересный фоторепортаж, как мы будем и из его кастрюли кормить, подобно сикхам, -- всех страджущих на Лесном Слёте.