Бутан без гидов + автостопом по Бутану! часть 2

Dec 12, 2024 22:49

Продолжаю подробно описывать свое небольшое посещение Бутана без гидов . Как и в прежние годы, постфактум уже появились некоторые читатели, которые возмущены, что я не посетил любимые ими достопримечательности: уже несколько человек ускорили меня, что я не посмотрел "Гнездо тигрицы" под Паро и прочее.

Следует им знать, что целью было ознакомиться с Бутаном вообще и испытать возможность самостоятельного без гидов передвижения по стране, для иностранца с туристической визой.
Похоже, что этого не делал никто из туристов из России никогда, а если делал, то интересно было бы посмотреть ссылку на описание. За двадцать лет, как слежу за этим вопросом, такого не встречал.

Автостопом по Бутану и даже на автобусе междугороднем сам никто не ездил, а популярные достопримечательности видели десятки моих коллег. Так что лучше я обнаружу что-то новое, и некоторые сведения пригодятся тем, кто будет дальше.

Итак. На второй день я запланировал посетить Паро, но не для осмотра гнезда тигрицы и т.п., а чтобы проверить, можно ли самостоятельно выехать из города, проверяют ли иностранцев по пути в Паро, и работает ли в Бутане автостоп. Также хотелось пообщаться с местными жителями, не связанными с туризмом, со случайными.


В гостинице, где я жил, персонал крайне вежливый, вокруг меня так и крутились. Удивились только, как я к ним пришёл один. Расплатился за постой карточкой казазкого банка, она сработала. Утром кормили очень сильно, я всего и не съел, засунул лишнее в карман, ну кроме риса, масла и варенья.

Кроме меня, был в отеле один иностранец, пожилой из Италии. Я не стал атаковать его вопросами про гида, чтоб моя сущность не была ясна работникам отеля. На вторую ночь итальянец исчез, и я остался, кажется я один постоялец на все 4-этажное здание. Да, снижение цен на визы до 100 долларов в день не сильно повысило турпоток в зимнее время. Могли бы сделать 50, тогда больше б кто поехал. "Засорят Бутан, толпа приедет, негде будет нам жить". Хм.

...Рядом с гостиницей проходит транзитная улица, через город, на ней и автобус, единственный городской маршрут (+ пригородные есть) и такси, по своим линейным маршрутам. Попробовал проехать, водитель сдачу дал (30 нгуликов оказался проезд). Шел по городу, фотографировал. На стадионе шли соревнования лучников. Во все лавки заходил в поисках купюр в 1 нгултрум, а также монет. Мелкие купюры у некоторых находились, монет ни у кого не было. Постепенно дошел до автовокзала. Ни одного иностранца не встретил. Они если и есть, все в джипах, гидах, экскурсиях.


Местные вели себя спокойно, увидев меня, не реагировали сильно, с достоинством. Дети иногда улыбались, я некоторых фоткал, продавцы сувениров (много, то есть есть кому продавать сувениры) не гонялись со мной, крича "Скидка, мистер". Уличные регулировщики регулировали движение транспорта, по случаю воскресенья не очень оживлённое.

На автовокзале были кассы и автобусы . А также коллективные таксисты. Зазывалы стояли с табличками: PARO, PUENTSHOLING и прочие. Думаю, туда поеду платно, обратно - по-научному.
Цена проезда на автобусе и на машине отличается примерно вдвое.

В кассах автовокзала не стал "светиться", вдруг в столице - в курсе, что нельзя без гида, или вчерашний водитель всем разболтал? Таксисты же парковались за шлагбаумом автовокзала, этой публике наверное, будет всё равно, кого везти? Ну, в крайнем случае, высадят на посту.

Сел в машину, водитель+3 пассажира, быстро тронулись. Проверяю, что будет на постах: никаких проверок, опять же на выезде из столицы нет, на повороте на Паро - нет проверки, пустые будки, типа тех,в которых сидели проверятели на двух нижних постах. Но будки пустые, решили они пробки не создавать.

Но по пути стояли ГАИшники, оштрафовали таксиста за превышение скорости на 1 км/ч.
На меня ноль внимания. По дороге общался с попутчиками и водителем. Сосед - попутчик первый мной заинтересовался, спросил, а где ваш гид? Сказал он, что без гида нельзя.
"Иностранцы все нуждаются в гиде," - сообщил попутчик. Он и сам работал в тур.индустрии, как оказалось. - Это гиды нуждаются в иностранцах! Кто в ком ещё больше нуждается, спрошу я...

Некоторые сведения из нескольких водителей и попутчиков сообщу оптом в сжатой форме. Информация может быть субъективная, полное исследование не было возможности провести. Итак:

Гид нужен (якобы) всем, кто по туристической визе. А те, кто по рабочей многократной визе, тем не нужен. Иностранцы, кто по рабочей визе - в основном это индийцы. Дорожные рабочие - все индийцы. Дорога построена за счёт Индии, их силами, раньше была более плохая дорога выше, у́же и медленней.

В Бутане жить хорошо (по их словам), обучение бесплатное, лечение бесплатное и ещё бесплатная вода (я туркмен вспомнил, там тоже), но и там, и там есть платные частные школы и больницы, они получше и за деньги. Аренда дорогая в столице: 30,000 рупий за двушку в самом Тхимпху или 15,000 в пригороде. Электричество отдельно 1-2,000. Электричество дорогое, по их словам, в селе типа бесплатно сколько - то киловатт (по словам одного из).

Еда: большинство еды из Индии, товары тоже на 90% из Индии. Из Китая возить нельзя (так сказали, не проверял, но дороги в Китай и впрямь нет). Местное что есть: молочая продукция, картошка, яблоки, горные бананы, мандарины, все экологически чистое, без химикатов (так сказали). Но не так дешёвы все их овощи. Рис тоже есть местный темный, но дорогой. Индийский - цена ниже в несколько раз..

Промышленных производств в городах страны нет, чтоб не было загрязнения, никакой индустрии. Одно исключение - нижние города вдоль границы Индии. Там и так всё загрязнено, индийцы загрязнили, поэтому там тоже можно загрязнять, хуже уже не будет.
Официальная одежда, этот халат короткий и носки до колена, надо носить во всех официальных местах. На работу, в школу. Водители автобуса и такси тоже в этих нарядах. В монастыре тоже - надо посещать в этом наряде. Они изготовляются в Бутане, а так все остальные одеяния обычные, сделаны в Индии или Бангладеш.

Буддизм - религия 80%, ещё 20% индуистов. Других религий не встречали (опрошенные мной личности). Имеется министерство счастья, оно должно повышать уровень счастья. Он в Бутане высокий.

Отчего зависит счастье, - спрашивал я, - от религии, от традиции, от царя? - От всех этих факторов. - А есть ли такие бутанцы, которые уезжают за границу? - конечно, есть. Тут же в стране нет работы, многие молодые уезжают. Многие бутанцы живут в Австралии (мне это сообщили три разных водителя!) Потом некоторые возвращаются, многие не возвращаются. - А есть ли иностранцы, которые переселяются жить в Бутан? За буддизмом или да счастьем? - Никто таких не видел, гражданство Бутана получить очень сложно, в монастырь тоже иностранцу не поступить, но некоторые по работе приезжают на время работы, особенно крутые специалисты, которых нет в Бутане. В основном из Индии.

(Я видел 1 иностранца, русскую женщину, уже упоминал.)

Читал, знаю, что не так давно в стране проявились телевидение, интернет, телефоны. Спрашивал: это повышает национальное счастье? И ваше лично? В среднем, ответ такой: в чём - то повышает, в чём -то понижает. Но в моём случае (каждый думает так) именно для него повышает.

Язык. Английский учат тщательно в школе. И сдают школьные экзамены на английском. (При этом да, многие знали английский, кому 15-35 лет. А вот люди постарше, охранники всякие, простые люди постарше, не отличаются знанием сего языка. Значит, недавно это ввели.) Ещё все опрошенные знают хинди. Отчего? В школе не учат, но все смотрят индийские фильмы! А некоторые ещё ездят в Индию в качестве туристов или бизнес.
Монастыри. Они все государственные. Буддийские монахи не ходят за получением даяний. Им государство даёт кров, пищу. Живут они в монастыре до конца жизни. Их дело, читать, писать, учить, учиться. Бывает ли, что монах уходит из монастыря? Бывает, но редко. Бывают ли всё же бродячие монахи, без монастыря, кто питается подаянием мирян? Бывает, да, но таких немного. Есть ли у вас главный монах, типа патриарха? Да, есть, очень известный и старый.

Что экспортирует Бутан, чем зарабатывает? Электричество. Продаём в Индию. Много ГЭС. Скоро и в Бангладеш будем продавать. Ещё лес.

Вообще пилить деревья нельзя, тут как заповедник. Но в некоторых местах можно, эти брёвна продаются в Индию. Ещё важный заработок - туристы (все местные и водители были в курсе, что мы платим большие деньги, SDF tax, за своё тут пребывание). А вот производство страны: фрукты, которые без ГМО, в сезон, картошка. Ещё молочная продукция.. Индийская армия охраняет Бутан за свой счёт. Я видел более 20 военных грузовиков, темно-зелёных. Ехали навстречу.

....

Приехал в Паро, очень интересный город. Тут же основной международный аэропорт. Такое ощущение, что те, кто приезжают самолётом в Паро, не должны сразу прицепиться к гиду, но гид нужен для дальнейшего движения по стране. На въезде в Паро никаких постов.
Нигде нет небоскребов, самое большое - шесть этажей. Дома всё в тибетском стиле, даже новостройки. В деревнях такие большие сельские дома, по 2,5 этажа. Сейчас там живут, говорят, в основном пожилые люди. Участок за городом можно купить за 15-20 лаков (здесь, как и в Индии, большие цифры, даже по-английски, считают не миллионами, а лаками и крорами. 1 lakh = 100,000. 1 crore = 10,000,000). Купить участок или квартиру в городе может стоить несколько кроров (десятки миллионов нгултрумов). За городом жизнь сложная, так как нет работы, поэтому молодые уезжают. Но электричество, по словам водителей, у всех есть. И в домах зимой не холодно, норм.

Пейзажи в целом напоминают долину Сват в Пакистане. Только стиль зданий другой, и вместо мечетей - буддийские ступы, модельные колёса, барабаны. Многие барабаны крутятся силой ветра, как метеостанция, но это молельный аппарат.

Много флагов на длинных палках. То есть палка высотой 6-8 метров, к ней прикреплены 10-25 разноцветных флагов с молитвами на местном языке. С годами они выцветают. Поэтому тысячи флагов стоят рощами на горах, на священных местах. Некоторые останавливаются, выходят у священных мест. Оставляют там какие-то пирамидки из глины или ещё из чего - то.
Из Паро я поехал автостопом, чтоб проверить, как это здесь. Поехал по "задней" дороге за аэропортом, вдруг все же из аэропорта какая-то проверка выйдет. Первый автостоп - бутанец, учившийся в Австралии. Второй ехал до столицы, но я вышел на полпути, посмотреть монастырь, который видел с трассы. Я уже писал в одном из постов, что все было нормально, но потом какая - то бабка просекла мою иностранную сущность. И когда я был внутри, за мной забежала в храм и окликнула монаха, который занимался своей религией, крутил колесо с молитвами. В её суетливой речи попадалось слово "гайд".

Они вдвоем за мной, типа: где гид, где билет?

Бабка уже заранее следила за мной, так как изначально тусовалась снаружи. В старинные монастыри иностранцу нужен не только гид, но и билет. Я решил не поддерживать идолопоклонство и билеты в монастыри не покупал. Пришлось мне выйти.

Потом ещё один автостоп, водитель и его семья ехали в столицу. Водитель крайне удивлялся, что я без гида. Не могли понять, куда делся гид. А денег за проезд не спрашивали. Останавливались охотно. Это первый и последний случай в их жизни, подвезли иностранца. Я оставлял им открытки со мной и ссылками на мои блоги. Интересно, что тут водители про ситуацию в России не спрашивали, никто. Для них мы как Луна или как для нас Бутан. Всю дорогу расспрашивал их я.

Много где видел места, где можно ставить палатки, не населенные горы, холмы. Только не ровная почва. Займитесь при случае, проверьте, получится ли с палаткой в стране Бу.
Умывался из реки, вода на вид чистая, но пить все же из реки не стал.
На придорожном базаре попросил самый большой банан в подарок. И получил его.
В другом месте куплил сушёный сыр "Смерть Зубам!" Такой твердый, никогда не ел. Похож на стройматериалы. С большим трудом все же промочил во рту и постепенно съел один из кусочков. 55 нгуликов отдал за пакет с сыром, за 50 не хотели отдавать.

Видел одного буддийского (?) деда, который сидел на улице у ворот базара и крутил барабан с молитвами и пел какую-то песню. У него стояла коробка для пожертвований, но монет не было и у него (в других странах нищие служат мне хорошим источником мелких монет). Это был единственный дед, собиравший деньги, встреченый в эти дни
Мечетей и мусульман не видел. И на картах в интернете мечеть тоже не найдена. Кстати, и церквей нет. Пропаганда религий (не буддийских) тут запрещена. Для намаза можно выбрать любое уединённое место, срели деревьев.

Погода была солнечная, сухая. С утренний прохлады +3 днём температура добралась до +16 примерно. Снег у них, как говорят, бывает, иногда и большой, но последние годы теплее, чем раньше.

Туалеты в городах имеются, в Паро и Тхимпху, нормальные, посещение стоит 10 нгуликов.
Ну вот, автостоп работает. Никто по дороге не пристал, ни один мент. Видимо, между Паро и Тхимпху вообще можно беспрепятственно перемешаться? Эх, коучсерферы Бутана, надуть меня хотели на сотни долларов, своих друзей-гидов подсунуть мне!

Зашёл в столице в школу. Был выходной, но территория была открыта по недосмотру, охраны не было. Ходил по зданиям школы, фоткал работы учеников, на английском и на местном языке, пропаганду, портреты царя Бутана, фото - доску почета лучших учеников, классы.

Видел прописи, ну наверное в Индии напечатаны.

Опять прошёл по городу, да и подъехал, навесил опять русское кафе.

Тут, в Тхимпху, совсем недалеко, недалеко от отеля я да и от царского дворца, есть русское кафе "Брусника". Держит его русская женщина, единственная в Бутане. Наталья Вангди. Она сама из Бурятии. Замужем за бутанцем. Он жил в Германии какое-то время, учился, там и познакомились, вероятно на почве интереса к буддизму. Теперь много лет живёт в Бутане, и делает туры по очень высоким ценам.

Первый вопрос Натальи был, конечно,

- А где ваш гид?

По блбдюдам в кафе, скажу, что Russian tea - русский чай - там единственное известное нам блюдо, русское. Да и как назвать чай русским блюдом? Остальное какие-то булочки.
Ходя по окрестностям, я делал небольшие покупки,искал монеты и купюры в 1 нгултрум. Монет нет. все цены делятся на 5.

Рядом есть парк, неплохой, ну на уровне Индии или получше, но бесплатно и без бомжей. Видел гуляющих, в том числе монахов или послушников. Нашел турники, сделал несколько и снял для нашего чата отжиманий (обмениваюсь с друзьями отжиманиями, предыдущие сделал на фоне дзонга в Паро, а вот и подъемы с переворотом подоспели).

Вернулся в гостиницу. Холодало. Мы на высоте 2200. Но снега нет. Включил в номере обогреватель. Интернет wifi прямо летал с огромной скоростью. Никакие известные мне сайты не блокировались. Угостил себя разными местными продуктами: йогурты (небольшие и дорогие, но я во всех странах пробую молочные продукты).

Ночью тут прохладно. Конечно, есть места и более высокогорные. Там уже и снег лежит. Но три дня - это не такой срок, чтоб подробно исследовать страну. Конечно, любопытно проехать насквозь весь Бутан и выезжать через другой пограничный переход. Но до сих пор неизвестно, междугородние ли все остальные пункты? Тут четыре выезда в Индию, вроде как, но про иностранцев известно, что они только через Пунтшолинг заезжали и выезжали (или самолётом).

Так как виза Бутана на определенный срок, годность три месяца, в любой день можно въехать, как оказалось (а не в фиксированые даты, как заявил в анкете), то следующим исследователям советую я, сделав визу, взять побольше времени в Индии и попробовать сделать заезд в более дальней точке, чтоб от нее ехать в столицу, если получится. А если не пустят перейти границу там, - то вернуться изаехать через Пунтшолинг. Заодно выяснить и расположение постов.

Водители говорят, что делать до востока Бутана два дня. За день не проехать. Летом, наверное, лучше: день более длинный. Сейчас самый короткий день, в 7 восход, в 17 часов уже закат. Летом вы будете иметь на 4 часа больше светлого времени для прогулок, поездок и фото. И если ставить палатку.... Окончание следует

автостоп, Азия, Бутан

Previous post Next post
Up