13 сентября мы посвятили Мазари-Шарифу. Это большой город (полмиллиона жителей), центром является Голубая мечеть и парк вокруг нее, все ограждено людонепроницаемым забором. На входах дежурят бдительные бородачи, обыскивающие всех входящих на территорию (во избежание тер-актов), и они же тщательно выявляют иностранцев, чтоб они не проникли на территорию без специального разрешения (пермита). У меня пермита нету, но на территорию я попал. Правда, за мной ходил специальный шпион, поэтому я не фоткал ничего внутри территории. Кстати, стало там менее фотогенично, чем ранее: деревья разрослись, заслоняют виды. Намаз приходил на площади перед мечетью.
Нас приютил в огромном доме парень, очень умный и интересный. Потом я перескажу некоторую информацию от него. Он отлично говорит по-английски.
Утром пошли подробнее смотреть Мазари-Шариф. Вокруг мечети прекрасный базар, сотни видов товаров. Среди товаров есть ребята -- носильщики, точнее возильщики с тележками, отвезут ваши товары куда надо. Есть и попрошайки, и нищие. Женщины ходят как вместе с детьми, так и друг с другом, и одиночно. Мужики как с бородами, так и просто небритые или даже бритые.
Меньше стало людей в пакколях (масудовках), так как бывший Ахмад Шах Масуд уже не пропагандируется. Картины и плакаты с Масудом уже убрали. Рекламу с изображением людей тоже убрали, или заклеили лица или глаза людям на рекламе. На удивление, остался огромный портрет Джалаладина Руми, который тут называется Джалаладин Балхи (мы же в провинции Балх!) Портрет этого поэта и мудреца, огромный, заклеивать или ликвидировать никто не решился.
На дорогах тут есть чек-посты, на которых дежурят Т-баны и следят за беспорядком. Можно сказать, следят за порядком, но порядка тут никакого нет, так что они следят за беспорядком. Мы шли мимо. Из поста в нашу сторону что-то закричал бородач на костылях. Я не стал оборачиваться, думая, что это один из назойливых попрошаек. Но вот за нами вдогонку застучали костыли, и на одной ноге к нам припрыгал недовольный бородач. И обратился к нам начальственным тоном. Увы, он оказался начальником этого поста Т-бана.
Бородач привлек нас к себе, потребовал паспорт, ещё куда-то позвонил, в общем ждали неприятностей, но он постепенно растаял, стал с нами фотографироваться. Вроде уж захотели идти, он попросил бакшиш! -- ну мы же гости, друзья, какой бакшиш? -- в общем, ушли и не дали бакшиш. На какой войне он стал инвалидом, я не спросил, но судя по возрасту, все же не на советской.
Другие встречи были замечательны. Мастер по ремонту обуви починил мою обувку бесплатно, отказался от оплаты. Оптовики на рынке оптовых орехов угостили нас чаем и орехи дали с собой. Некоторые виды продукции мы покупали, для знакомства с рынком и ценами. Нашли несколько супермаркетов, с товарами из Пакистана, Ирана, России, Таджикистана, Афганистана и Эмиратов. Купили кемеровские вафли "Яшкино", местные йогурты и прочее.
Далее мы планировали покинуть Мазари-Шариф, и отправиться на запад, в сторону городов Шебарган, Маймана.
...
14 сентября мы покинули гостеприимного Наджиба. Он подогнал нам тук-тук (своего родственника по имени Муса на тук-туке), который отвёз нас на выезд из города за 200 афгани (,ехать надо было по городу 15 км, заняло полчаса). Вот мы и на выездных воротах. Т-н на выезде с нами поздоровался, но без препятствий.
1 минута ожидания -- и нас подбирает бензовоз, идущий в Шебарган, столицу соседней области. Бензовоз по дороге шутит, веселится, покупает арбуз и угощает нас. Ругается на нынешнюю власть. Вот и Шебарган.
В Шебаргане огромный рынок арбузов и дынь. Мы развили максимально возможную для Катерины скорость,чтоб нам не успели подарить эти фрукты.
Пока шли на выезд из Шебаргана, нас нагнала машина и самозастопилась. Ехала в Андхой. По дороге в эту легковушку посадили ещё 8 женщин, включая багажное отделение. Рюкзаки и коробки примотали над кабиной. Я с ещё одним бородачом -- на переднем сиденье. По дороге бородач хвалит Т-бан и показывает мне в телефоне пропагандистские ролики. Хвалит нынешние порядки и лично амира муминов (повелителя правоверных). Приехали в Андхой.
По прибытию водитель оказался деньгопросом, но взял ничтожную сумму. Основной доход у него был от 8 женщин оптом, среди них была старушка, а прочие, может быть, ее дочки и внуки в бурках.
Из Андхоя нас везли два полисмена, с бородами. Один прямо очень добрый,как Дед Мороз. Второй с монголоидными чертами лица. Они проверили документы. Приглашали в гости. Хвалили нынешние времена. Денег не просили.
Потом было ещё несколько машин, каждая стопилась за минуту или три минуты. Кузова, грузовички за кирпичами, крестьяне на поля, были легковушки от села до села. Звали в гости . Один водитель был крайне болтлив. Если пошли б в гости,до ночи не уснули бы .
Наконец уже пропели азан на молитву Аср (предвечернюю), как стопится очень дальнобойный грузовик.
Водитель хохотун, прожил годы в Саудовской Аравии, на арабском и общались легко. Все политики плохие, только Мухаммад Дауд был хорош. Гани тоже был неплох, хотя и не хотел договариваться с Т-баном. А вот нынешний Т-бан плох, вводит страну в бедность, а сами ездят на дорогих машинах и кушают хорошо. Некоторые, сказал он, за два года разъелись и стали такими толстыми! Водитель при этом любил Афганистан, и при этом же мечтал оттуда свалить, причем через Бразилию. По его словам, из Бразилии можно попасть в процветающие страны, только это 25 тысяч долларов.
Вот теперь приходится копить!, -- улыбался он. В целом, был просто замечательный грузовик и быстрый, хотя и гружёный, но обгонял на подъёмах и легковые машины, и мотоциклы.
Дорога в Майману, следующий облцентр, тоже была асфальтовой. 20 лет назад тут была ужасная грунтовка. Построили новую при Карзае. Ждём плохой участок дороги завтра.
На въездном посту в Майману остановил нас Т-бан. Очередные длинноволосые "неформалов" с автоматами. Заметили нас в машине. Проверили документы, спрашивали, отчего мы в грузовике едем? Отболтались от них.
Очень хороший водитель, прикольный, с юмором, арабоговорящий, но и с ним пришлось расстаться в Меймене. Он встал отдыхать. Водитель будет спать в кабине и выедет с рассветом. Был бы я один, лег бы спать к нему наверху груза. Но с Катериной в ее местной одежде залезть на 4,5-метровый груз и вниз слезать -- затруднительно. Расстались с ним и пошли искать гостиницу.
Гостиница нашлась за 300 афгани ($4) за двухместный номер с балкончиком. Опять же, не Хилтон. Туалет снаружи, и он не элитный. В этой же гостинице ресторан с очень вкусным пловом. Умеют же делать! Постояльцы -- афганцы. По несколько человек в номере можно, так что оптом ездить выгоднее.
Ночевали тут. Позади 333 километра от Мазари-Шарифа.
Благодарю всех водителей, которые подвозили нас. Афганистан -- замечательная страна.