Итак. Проведя в этой юго-восточнейшей стране дней десять, уже можно составить представление об общем уровне цен на важные путешественнику товары и услуги, и сообщить их читателям. Кто-то спрашивал уже меня: цены в Бангладеш, пожалуйста! Вот, собственно, и они.
1 доллар = 83,0-83,5 така; обменников немного, можно поменять в аэропорту. Уличные менялы не атакуют. Чёрный рынок, хоть говорят и есть, но отличается, вероятно, на копейку. Одна така = 80 российских копеек; 10 так = 8 рублей.
Таки бывают в виде бумажек в 2 (мятые и грязные), 5 (мятые), 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 так. Монеты -- 1, 2, 5 так. Цен меньше 1 таки нет. Монета в 0,5 таки встречается очень редко, сдачу ею нигде не выдают. На большинстве так изображён усатый человек -- это отец Бангладешской нации, Маджибур Рахман; его дочь сейчас управляет страной. Так что будем рассчитываться таками. Вам перевести на рубли или будем считать так? Посчитаем так.
ТРАНСПОРТ.
Каждый человек, оказавшись в том или ином месте в Бангладеш, мечтает оттуда сбежать в другое место, надеясь на то, что оно окажется получше. Поэтому транспорт в стране весьма востребован. Как правило, он недорог.
Автобусы в столице: проезд на небольшое расстояние 10 так (8 рублей). В каждом городском автобусе должна висеть сетка тарифов, и она иногда наблюдается, местными цифрами указано что-то от 5 до 25 так. Реально обычно мы давали по 10 так, иногда через 3-4 километра билетёр начинал ходить вокруг да около, хотеть ещё денег. Проезд от аэропорта до города 30 так. Некоторые автобусы имеют тарифы от 20 так. Вне столицы (Читтагонг) проезд 5 так, это совсем недорого (4 рубля или примерно 6 центов США).
Такси-микро "Гроб на колёсиках" (трёхколёсное) везёт 1-2-3 человек. Каждое имеет в столице счётчик; стартовая цена 40 так, за полчаса может проехать 5-10 километров, 10 км -- около 150 так. Впрочем, по счётчику везти не любят, особенно если увидят иностранца, посему о цене лучше договариваться до поездки и лучше, чтобы это делал местный.
В Читтагонге 4-5 километров мини-такси -- примерно 100 так.
Велорикша везёт от 1 до 4 человек, в зависимости от наглости этих самых человек. Цена договорная, определить тарификацию не удалось, местные говорят -- от 20 так.
Поезда. Конечно, всем интересны поезда! От Дакки до Читтагонга около 250 км по железной дороге. Поездов прямых и шустрых несколько, стоимость проезда: 350 так ($4) в самом дешёвом сидяче-пролетарском классе, 650 в более хорошем, 1000 так --- хорошие откидывающиеся кресла в айр-кондиционированном вагоне с питанием, включённым в стоимость билета. Выходит, что на скорых поездах минимум 1,3 таки (чуть более рубля) за километр. Есть также возможность проезда бесплатно (на крышах не самых лучших поездов), или же без места внутри поезда за взятку, меньшую чем стоимость проезда.
Пригородные и местные поезда недороги, там существует и активно применяется метод проезда на крыше и на локомотиве. Неудобство в том, что крыша покатая и скользкая, трудно на неё забраться (на главном вокзале местные хелперы подставляют лестницы). Относительно безопасно можно ехать только в середине вагона, где имеется металлический бортик. Но вообще не очень комфортно. Скорость поезда 65-70 км/час, сильно ветрит и несколько потряхивает. Если хочется заплатить, проезд в пригородном примерно 1 така за километр.
На выходе с поезда, при проходе с перрона через вокзал, перронные контролёры проверяют и отбирают билеты прибывающих пассажиров. Имеется много тропинок и дырок, через которые просачиваются не имеющие билета граждане. Безбилетный проезд в стране весьма популярен.
Междугородние автобусы бывают в разных видах. Дальние -- есть кондиционированные, довольно приличные, а есть и не очень. Стоимость проезда от Читтагонга до Дакки (250 км по автодороге) варьируется, в разных кассах, от 250 до 1000 так. От Читтагонга до Кокс-Базара от 200 аж до 800 так (порядка 100 км). Проверить езду во всех этих автобусах не было времени и возможности, но в среднем, выходит, дальние автобусы стоят 2 таки за километр.
Также по дорогам едят небольшие грузовички, переделанные как автобусики, ездят они и по городу, и за городом. Стоимость проезда не выяснялась, на взгляд тоже 2 таки за километр при какой-то минимальной сумме, скажем 10 так.
Имеются внтурибангладешские самолёты. Стоимость не изучалась.
Водные путешествия в Бангладеш до сих пор возможны. Есть лодки, перевозящие на другой берег реки, например в Дакке и Читтагонге (10 так = 8 рублей за 10-минутное водное путешествие). Дешевле мало где вас покатают на лодке!
Есть большие старые медленные корабли из Дакки на относительно большие расстояния (день или ночь в пути), стоимость не уточнена.
ЕДА.
Пища в Бангладеш недорога, если мы исследуем уже приготовленную еду. Она стоит ненамного дороже продукта, из которого сделана. Простые харчевни и чайные присутствуют во всех городах и сёлах, их очень много. Тарелка варёного риса -- 10 так, гороховая похлёбка ("Дал") -- 10 так, иногда и с добавкой. Стаканчик чая с молоком -- 4-5-7-8 так (обычно 5), с имбирём тоже обычно 5, ну а булки без начинки -- порядка 5 так. Поесть можно в народном кафе даже вдвоём на 30 так (это нижняя цена), но обычно что-то прибавят, и получится 50 так или даже больше (т.е. 40 рублей на двоих). Запивают тут обычно бесплатно выдаваемой фильтрованной водой в городе, а вдали от больших городов -- не очень фильтрованной. Впрочем, если даже вас основательно надуют, вегетарианский обед на двоих должен обойтись не дороже одного доллара.
При этом существуют параллельно кафе-рестораны для богачей, где тот же рис стоит например 60, дал стоит 80, а блюдо с какими-нибудь мясопродуктами 300-400 так. В элитных ресторанах может работать вай-фай, будет раковина с краном и водой, может присутствовать кондиционер, и два человека могут проесть 1000 так -- в десять или двадцать раз больше, чем в народном заведении.
Сладости дороговаты -- 200-300-400 и более так за килограмм, продаются в специальных сладкобулочных на вес.
Лепёшки хлеба обычно пекутся и тут же съедаются в столовых. Простая лепёшка 5 так, сложная с каким-то маслом -- 8 или даже 10.
Сами продукты стоят НЕ очень дёшево, схожая с Россией цена. Самое недорогое тут -- не ингредиенты, а труд. Если в российских заведениях питания продукты стоят 15-20% цены готового блюда, тут -- половина цены сам исходный продукт. Килограмм риса -- 45 так (полдоллара); кило сахара -- 55 так; полкило -- 35 так; литр молока в супермаркете -- 60-80 так (50-65 рублей)! Йогутов мало, бывают по 20 так микро-йогурт. Почему мало молочных продуктов и йогуртов? потому, что с электричеством перебои, стало быть и с холодильниками, всё может растаять и испортиться неожиданно, продавцу убыток.
Бананы подозрительно дороги -- 5 так (4 рубля) обычно стоит один банан у уличных торговцев, и в Дакке, и в Читтагонге; да они ещё и маленькие; ананас -- 30 так (25 рублей), мандарины -- 100-150 так на улице, а цены в магазинах на фрукты превышают российские. Редко что дёшево. Это лимоны (5-8-10 так за зелёный вытянутый лимон), капуста и зелёные несладкие овощи (в пределах 20 так за кило), какая-то зелень. Арбузы есть, но дорогущие. Многие фрукты-овощи импортные! Довели страну!
Лук, картошка -- российские цены примерно.
Упакованные продукты -- печенья, чипсы, шоколадки, соки, газировки -- в магазинчиках и минисупермаркетах стоят чуть дороже, чем в России. Литровка газировки хорошей -- 60 так. Встречены были в продаже соки российского производства по 300-400 так за литр (250-330 рублей!) -- на фото.
Экспортировать из холодной России в тропический Бангладеш соки из фруктов -- феномен современной цивилизации, кто их покупает -- загадка. Кому нужно недорого, покупайте на улице сок из сахарного тростника по 10 так за стакан (без льда, консервантов и ГМО). Газировка из многоразовой стеклянной бутылки -- 15 так (250 мл), бывает хорошая, бывает не очень.
На улице никаких других соков не видали, кроме этого тростникового.
Мороженое -- редкий недорогой упакованный продукт. Есть мороженое по 10, 15, 20 и более так (многие типа замороженого фруктового льда, иногда уже видно, что растаявшего и ещё раз замороженного). На всех мороженых, как и на других упакованных продуктах, указана максимальная цена в таках (местными цифрами). Вкусное шоколадное мороженое стоит 50 так и более.
Супермаркетов очень мало. В основном всё -- лавочки. Редко попадётся небольшой, совсем скромный супермаркет меньше нашей "пятёрочки"; в нём и цены выше российских, ассортимент скромней. Редко где принимают карточки, обычно при какой-то минимальной покупке в 100 так.
Цены на упакованные товары в минисупермаркетах и в уличных ларьках, как правило, одинаковые, и указаны на упаковке товара (местными цифрами). Этим Бангладеш напоминает Индию, где на каждом товаре написано MRP...25 Rp (максимальная цена... 25 рупий или сколько там нужно), Шри-Ланку, другие страны-соседи.
Одежда для лета и шлёпанцы: одни из дешевейших в мире, но тут большие колебания есть, поэтому не детализирую.
УСЛУГИ.
Пролетарские услуги в Бангладеш относительно недороги. Но если взять услугу, которая редкая или цивилизованная, она может оказаться дороже, чем в соседних странах.
Связь. Мы купили сим-карту, в которой 1 гигабайт интернета в день в течение месяца + 25 така на звонки. Стоило всё вместе около 500 так (400 рублей). Получается, за 500 так вышло 30 гигабайт, если их использовать равномерно. Звонки тут, кажется, посекундные; минута пол-таки примерно (40 копеек или возле того). Интернет-кафе не наблюдаются. Процент людей с буржуй-телефонами пока что невелик.
Вай-фай встречается в некоторых дорогих кафе и гостиницах, но реже, чем в России.
Квартирные услуги. Электричество, по словам местных, 6 така за кВт/час (5 рублей, примерно как в средней полосе России). Газ квартирный стоит в Дакке и в Читтагонге 800 така за месяц (безлимитное потребление, газ тут свой). Аренда квартиры, типа двухкомнатная в Читтагонге -- 12,000 така в месяц, за огромную квартиру 25,000 така; цены в Дакке немного выше, в провинции ниже, подробности домосъёма не изучались.
Электричество иногда отключают в городе, поэтому приличные заведения и жильцы хороших квартир имеют генераторы или большие аккумуляторы на такой случай.
"Услуга" нищего (т.е. подаяние нищему) -- от 2 так. Можно у нищего получить сдачу хоть с сотни -- у них всегда целая куча во внутренних карманах мелких 2-таковых купюр. Я так и искал свои коллекционные купюры: даёшь нищему 100, просишь на сдачу 90, это выходит стопка из десятков мятых двушек, из них менее мятые можно взять себе на коллекцию, а более мятые постепенно тратить и раздавать другим нищим.
Есть специальная услуга размена денег, которую осуществляют специальные люди возле банков, заранее скупившие там пачки всех хороших купюр. За эту услугу придётся отдать, по договорённости, 3-5-8% меняемых денег. Они же могут поменять плохие деньги на хорошие с комиссией. Вероятно, они же скупают у нищих стопки гнилых 2-таковых купюр, пересчитывают и продают с небольшой наценкой тем, кому сдача нужна.
Газета -- 10-12 так. Печать хорошая, газеты популярны. Бедные грамотные могут читать газеты бесплатно, их клеют на заборы.
В Бангладеш много чинильщиков всего, от обуви до ноутбука. Труд в целом тут недорог, но реальная стоимость починки чего-либо не исследовалась -- слишком это всё индивидуально, зависит от мастера и от степени самой поломки.
В целом, на мой взгляд, Бангладеш, кажется, одна из дешёвых стран мира, наряду с Индией, Шри-Ланкой, Индонезией и нашей Средней Азией. Ста долларов нормально хватит на месяц, если даже тратить на еду, бытовые вещи и транспорт (но не платить за жильё). Единственно что может несколько испортить впечатления о стране, это её некоторая замусоренность и бытовое неустройство -- города примерно на уровне индийских городов. Ну а сёла вполне себе приличные сёла, поля, огороды, коровы, рис, сено, пруды, опять поля, ну и конечно мусор там, где люди позволяют себе сгущаться. Население Бангладеш -- 147,000 квадратных километров -- меньше Белоруссии, меньше Киргизии, примерно как Мурманская область или Башкирия, или Вологодская область, и 168 миллионов человек тут. Ну вот, и живут же. Кто-то, помнится, на Россию жаловался. Не жалуйтесь.
ФОТОГРАФИИ мои с Бангладеш вКонтакте --
https://vk.com/album7425734_258505195 -- 345 фото!