Особенно это интересно наблюдать при проведении разных опытов. Мы теперь стали не просто опыты проводить. А спрошивать гипотезы всей семьи, что будет если.... и дальше суть опыта. Очень интересные гипотезы звучат.
Итак, опыты этого выходного.
Загадка о шарике
Когда Лена предложила надуть шарик и спросила что будет если брызнуть на него апельсиновой коркой я даже не задумавшись сказал: «ничего не будет». Тим подумал и сказал: «лопнет».
Опыт проделали!
Опыт был крайне неожиданным для меня.
О результате не расскажу - попробуйте сами - впечатляет
Побочный эффект: Тим научился -таки надувать шарик. Мы как-то не прилагали особенных усилий для активизации этого навыка, но периодически Тим натыкался на это свое неумение. И вот раз - и получилось.
Снесла курочка яичко
.
Традиционный вопрос, который мы пока не успели задать Тимуру: как определить вареное ли яйцо? Легкий ответ для взрослых…. И лишь пара минут размышлений для Тима. Он положил яйца, подтолкнул и большую часть этих минут думал над результатом. Но без ошибки сказал: «То, что крутится - вареное, потому что там яйцо и чешуя - сцепились. А невареное - они отдельно болтаются - отдельно твердая скорлупа, отдельно жидкое яйцо».Конечно, ответ по формулировке неверный, но по сути да.
Простой и полезный опыт.
Телефон в конверте.
Необходим мобильный телефон и кусок пищевой фольги.
Суть опыта: Работает ли телефон в фольге?
Этот вопрос мы задали Тимуру по пути в школу.
«Что будет, если мобильный телефон положить в конверт из фольги?».
Он не задумавшись выдал:
«Ничего не будет. Ведь сигнал просто не сможет пройти к телефону».
Я удивлено спросил:
«Откуда ты знаешь?»
На что Тим вежливо и важно ответил:
«Я не знаю. Я высказал предположение»
Сказано - сделано. Телефон в конверте и…… «Абонент временно недоступен»
Дальше мы спросили у Тима: «Как можно использовать эффект экранирования?»
Сразу придумал про команту без связи. Мы намекнули про экзамены -так он предложил каждого студента замотать в фольгу^))) Вот такие вот мумии-студенты в фольге.
Картошка с морщинами
С картошкой получился вообще очень любопытный опыт с точки зрения построения гипотез.
Необходимы:2 тарелки, вода, соль, одна картофелина равнобокая.
Суть опыта: В тарелки налить равное количество воды. В одной из тарелок в воду добавить соль, размешать. Картошку разрезать и положить разрезом в воду. Через 2 часа проверить состояние.
Также мы сделали бланк наблюдения, где один из пунктов гласил: предположения о том, что будет. Вообще этот момент - предположение о том, что будет, стал основным в нашей исследовательской деятельности.
Предположения и гипотезы были самые разные: от «ничего не произойдет» до соленая картошка станет больше или соленая станет меньше.
Через два часа оказалось, что соленая картофелина реально выглядела более маленькой. И вот тут мы заметили ошибку в том, что не замерили размеры каждой картофелины до опыта - сразу после разреза.
Тим стоял и размышлял «то ли соленая стала меньше, а простая осталась как в начале», «то ли соленая осталась неизменной, а разбухла картошка в обычной воде», «то ли обычная вода увеличила картошку, а соленая уменьшила». В итоге, в размышлениях Тим схватил обе картошки и прижал их, сравнивая. Мы, конечно, рассказали ему о том, что в таком случае дальше проводить опыт нет смысла. И эксперимент уже не является чистым, даже если положить картошки обратно по своим тарелкам.
В дубле опыта подтвердилась гипотеза, что соль вытягивает воду. Картофелина в соленой воде сжалась, по отношению к другой половине.
Этот опыт не стол зрелищный как другие. Но дает много полезной информации об основах проведения опытом, условий, высказывания гипотез и пр. Того, без чего научная деятельность невозможна. И главное, вырабатывает умение ждать результата. Конечно, одно дело «замутить» опыт где все бах, сразу видно. Другое дело ждать часами едва заметного изменения. Полезно.
Это спустя примерно 4 или 5 часов. Спустя сутки "соленая картошина" стала совсем маленькой - уменьшившись в целом процентов на 30.
Смешное в опыте:
Тим засел смотреть что же будет происходить с картошкой.. Прямо глаз в нее не сводил.
Я ему: «Если будешь смотреть в одну точку, быстро заснешь и все пропустишь». На что, не задумываясь, слышу ответ: «Не засну. Я не в одну точку смотрю, а в две».
Ну а что - все правильно: картошек то две!
Любопытное:
Спустя сутки картошка в соленой воде стала очень сморщенной. Обсудили, что недостаток воды заставляет картошку становится такой «морщинистой». И поговорили о том, что с возрастом количество воды в клетках уменьшается, поэтому появляются морщинки.