Записки «сектанта». 2000-2001 гг.

Apr 21, 2013 17:26

Несколько дней назад я ездил в свой родной город и привез оттуда свои старые дневники. Целый вечер читал их - и, друзья мои, волосы на голове у меня иногда готовы были встать дыбом: насколько же сектантом я был тогда!… Эта наивность, искренность и твердая убежденность в своей правоте, за которой прячется слабая вера, - все это весьма и весьма характерно для новообращенных и жизненно необходимо для того, чтобы сделать первые шаги в духовной жизни. В общем, я был типичный неофит.



Дневник я начал вести ровно тринадцать лет назад - в апреле 2000 года, и делал это исправно на протяжении трех с половиной лет. Признаться, никакой особой ценности, будь то литературной или исторической, записи не представляют. В основном, тягостное и нудное самокопание, хроника депрессий, нескладные (хотя и искренние) молитвы, скупые заметки о важных и не очень событиях. Есть и анекдоты, которые я до сих пор с удовольствием пересказываю в близком кругу.
Но хорошо в этих дневниках то, что в них, пусть и не идеально, отражена жизнь нашего ИСККОН в самый, пожалуй, трудный его период - период потрясения и всеобщего упадка; время, когда храмы пустовали, а многие разочаровавшиеся верующие пытались найти новый смысл жизни: кто-то - в других религиях, кто-то - в мистике, кто-то - в бизнесе. Это время, когда оставшиеся вайшнавы боролись и выживали как могли, порой не чувствуя, что их духовная жизнь интересует кого-то еще, кроме них самих и духовного учителя. Многим с трудом удавалось сохранить свою веру, но, сохраненная в этих непростых условиях, она стала сильной. Этот опыт важен для меня. И пусть мои дневники едва ли будут интересны другим (тем более, в них много личного), для меня они по-прежнему остаются поводом для размышлений.

Запечатлейте беглыми словами
Все, что не в силах память удержать.
Своих детей, давно забытых вами,
Когда-нибудь вы встретите опять.
Как часто эти найденные строки
Для нас таят бесценные уроки.

Я не думал, что когда-нибудь покажу свои заметки. И, наверное, в отношении большинства из них так и будет. Но некоторые фрагменты показались мне прикольными - смешными, либо трогательными, либо поучительными. Тогда я и подумал, что неплохо было бы поделиться этими безделками с друзьями. Возможно, они и вас позабавят. Хотя кому-то точно покажутся скучными. Для таких добавляю в пост фотографий.
Кстати, о фотографиях. Кому интересно посмотреть на место действия - можете заглянуть сюда. А еще сюда.

Некоторые имена я на всякий случай заменил буквами. Некоторые места прокомментировал (комментарии выделены курсивом).





На Тверской

8 сентября 2000 г. [О поездке в Москву]. В Москву приехали к 18.00. Я заплатил за бхакти-шастри, пошлялся по храму. Взяли на реализацию книг. Обратно ехали с С. и Г. Долго не могли выехать (сломалось освещение). Ехали по ночной Москве - обалдеть! Роскошь. Пурпур и золото. До Владимира в этот день не доехали. Ночевали на шоссе в машине. Романтика. Я потерял где-то накладные на книги.

3 октября. Лекция по современному русскому языку. Сплю… Нужно было сесть на задний ряд. Выспался бы. А здесь не могу ни спать, ни писать лекцию. Могу только хлопать глазами и глупо улыбаться. Препод смотрит на меня и думает, что я конспектирую.

3 ноября. [Еще одна поездка в Москву с описанием попыток где-нибудь заночевать]. Тверская. Пытался заночевать в Александровском саду. Два пьяных мента пытались наехать. Напугал их своим ревизорским билетом [удостоверение контролера на ж/д транспорте]. Они объяснили, куда лучше не ходить, пожали мне руку и отвязались…
Час я проспал в Александровском саду, час - на лавочке в каком-то скверике, сидя. Очень неудобно. Пришел на арати [в храм] в 4.15. Джапа - еле выдержал пять кругов, но спать было негде. Не пускали. Нашел брошенную машину, спал в ней. Потом ходил на лекцию Чарудешны Прабху. Лекция - супер. Первую ее часть проспал.
Книги купил. 31 рубль спустил на прасад. В итоге остался без денег. Попаду ли сегодня домой - вопрос. Но все хорошо. [Вольтеровский Кандид умер от зависти].



В застенках подвалах ВГПУ

12 января 2001 г. Сейчас пытался готовиться к экзамену. Попытка была неудачная. Я абсолютно не готов. На что надеяться - не знаю. Осталось только молиться о том, чтобы получилось списать. [Ну не молодец ли, а?] Экзамен завтра. Сразу в голове - «Кто виноват?» и «Что делать?»

12 февраля. Я ходил на вокзал (послезавтра собираюсь в Москву), а когда возвращался, с самого начала улицы усёк странного типа, который пристально разглядывал храм. Он заглядывал в ворота. Очень долго стоял. Я шел мимо, с наушниками. Он спросил, что это за здание. Я ответил. Он спросил: а что тут делают? Я: «Ну что в храмах делают?» Он: «Молятся, что ли?» Потом он ушел за какой-то грузовик.
А через час раздался звонок в дверь. Пришел этот самый человек. С. попросила меня побазарить с ним. Он оказался на редкость учтивым собеседником.
С. вдруг вызвала меня. Она очень нервничала, чуть ли не дрожала. «Это чекист. Будь с ним осторожен». Все это она произнесла почти неслышно. Я вернулся и продолжил разговор. Потом он ушел. На недельке вернется.

Среда [число не указано]. Не спал (почти) три ночи. Вчера после алтаря потрепался с преданными (приехал В.), прочитал тринадцать кругов джапы и в половине двенадцатого сел писать домашние задания. Но заметил вскоре, что пишу какие-то непонятные слова, и решил отдохнуть. Было около часа ночи. Я лег на пол, не раздеваясь. Будильник не завел, но проснулся ровно в 3.00.

7 марта. Машина С. Шоссе Москва - Нижний Новгород. Едем за книгами. По дороге подцепили за 50 р. какого-то типа. Сначала С. пытался ему проповедовать, но потом тот взял крепкого пива и теперь проповедует ему. Сидит пьяный и треплется.



26 апреля. «Пассивная» практика в 26-й школе. Конспект урока.
[Вот из таких конспектов мы потом оформляли отчеты по практике].

Класс - как у нас алтарная: девочки направо, мальчики налево.
Дисциплина. Детей построили и разгоняют по своим местам.
Н. [учитель] командным голосом руководит процессом. Разворачивает голову какой-то девочки в нужном направлении. Уркаганы.
Делёж учебников. Проработка вступления - статьи из учебника. Девочка монотонно читает. Мальчик продолжает. Еще хуже. Женя продолжает. Кошмар.
Это коррекционный класс.
Родная душа!!! Ребенок уснул на первой парте!
Читают по слогам. Восьмой класс.
У мальчика нет учебника. «Скажи еще что ты “Русский” принес!» - говорит препод. Сосед выручает и дает учебник. Препод дергает кого-то за ухо.
Парень читает отвратительно. Все перевернули страницу; кто-то порвал учебник. Парень играет зажигалкой.
Димочка развеселился. Препод по-скорпионьему спросила, что его так развеселило, и громко хлопнула в ладоши. Затем снова развернула голову той девочки в нужном направлении.



Перед спектаклем

30 апреля. Поезд. [Поездка в Дивноморск].
Недалеко от Воронежа. Ночью спать было довольно холодно; холодно и сейчас. А. в восторге - смотрит фотографии. Проводница тоже посмотрела. Так. Теперь их смотрит еще кто-то. [Проповедь пошла].
Сонная атмосфера в поезде. Какая-то станция. За окном - железнодорожный пейзаж: ржавые камни, коробки вагонов, бараки, солнце, пыль, жара. Поехали. Через полчаса въезжаем на Северокавказскую железную дорогу. А. читает джапу. Преданных в вагоне почти нет, поэтому мое ослепительное дхоти привлекает всеобщее внимание.
Сейчас за окном - поля, деревья; вдалеке виднеются поселки.
В вагоне мы с краю, поэтому дверь постоянно мешает нам. А мы - ей.
О вчерашней лекции Дхармараджа. Он сказал правильную вещь. Проповедуя людям, не нужно спускаться на их уровень. Проповедуя карми, не нужно говорить о карме. Проповедуя гьяни, не нужно говорить о гьяне. Нужно говорить только о бхакти. Я могу с этим не соглашаться, но, видимо, это правда.
А. сейчас сидит напротив и думает. За то время, пока я с ней здесь общаюсь, я все больше понимаю, как я отстал. Мне нужно во многом брать с нее пример и учиться у нее.

7 мая. Берег. Сумерки. Каменистый пляж. Темное море до горизонта. Виднеются огни Геленджика и Новороссийска. Тихо и тепло. Шум волн, равномерно бьющихся о берег.
Вайшнавы презрели все запреты и развели костер прямо на пляже. Нас много здесь - человек сорок. Все свои, читают джапу. Многие уже уехали.
Нужно быть вместе. Поэтому мы и здесь. Вместе теплее.

[Стихотворение, написанное тогда же и там же:]

Солнце зашло, и стемнело быстро.
Неспешно минуты идут.
Вдаль протянулся пляж каменистый,
И волны о берег бьют.
Неслышно ступаю навстречу волнам, и
В их плеске слышится мне:
«Джаганнатха Свами
Наяна патха гами
Бхавату ме»

И я забываю о мире шумном,
И слышу морской прибой,
Вижу над морем желтые дюны
И чувствую летний зной.
И воздух дрожит, и плавятся камни,
И песня звенит в вышине:
«Джаганнатха Свами
Наяна патха гами
Бхавату ме».

Из древней земли Пурушоттама-кшетры
Те звуки ветер донес.
Ни холод ночной, ни дыхание ветра
Не в силах высушить слез.
Оставлен людьми, где-то между мирами,
Я слышу в ночной тишине:
«Джаганнатха Свами
Наяна патха гами
Бхавату ме».

11 мая. Полночь. Комната гуру. Порядок в сумке - порядок в мозгах. Но пасаран. Харибол.

6 июня. Сегодня закончилась зачетная сессия… За два дня прочитал «Жермини Ласерте», «Сердце тьмы», «Пигмалиона», «Слепых» и много чего еще. По билетам вытащил (знал, чего тянуть) Франса и Верхарна. Ответил - зачет. Первому из группы. Сегодня вечер mas o menes свободный. Поклонение Божествам, «Нектар преданности», лекции.



Перед Ратха-ятрой

12 июня. [Хроника сдачи экзамена по исторической грамматике].
9.30. Подоконник под лестницей. Жду экзамена. Морфологию не знаю совсем.
12.52. Лучше не стало. Я здесь уже пять часов. Первая пятерка с экзамена вышла не вся.
15.50. Стало еще хуже. Я на экзамене. Списал все, что можно. С ума сойти. Я здесь почти восемь часов. У меня что-то о деепричастиях и последствиях падения редуцированных гласных. Я беспокоюсь о письменном задании. Господи, помоги мне! «Господи» - зват. пад.
20.10. Я все еще сдаю.
Шутка.
Сдал.



17 июня. Сегодня на воскресной программе было весело. Заходил Г. [симпатизирующий захожанин с бурным прошлым и настоящим]. Пришел - пьяный. Много речей, много патетики. Раззвонил по всему храму, что украл четыре миллиона баксов. Клянется, что, если не убьют, «храм заживет».
Я видел его машину - сразу ясно, кто на ней ездит. Лобовое стекло - в паутинку, как от пули. У руля - спички и сигареты. На заднем сидении - браток в бронежилете.
Ну что ж. Пожелаем ему выжить.
[Жив, кстати, до сих пор. А денег у владимирских кришнаитов как не было, так и нет. Трепло].

14 сентября. Петушки, вокзал. 19.00. Поезд до Москвы будет только в десять. Есть возможность - с пересадкой в Железнодорожной. Скорее всего, так и поступлю.
В поезде после Ундола ко мне подсел пожилой человек, судя по всему, достатка ниже среднего. Но с умным лицом. Взглянув на страницу «Гиты», он сразу же догадался, что я читаю. «Ценная книга! Я ей вылечился. Хоть и не до конца прочитал». Вот так.
Позже. Электричка «Петушки - Железнодорожная». Поздно. «Гиту» пока больше изучать не буду. Читаю джапу. Только что какой-то пассажир увидел мой мешочек и поинтересовался, что это. Посмотрел четки, показал свои - линейные, гематитовые. Сказал: «Правильно, верить во что-то надо».



Проповедь в Доме мира

28 сентября. Я вчера решил «заколоть» третью пару и думал, как бы это сделать. Выйдя в коридор, увидел Дауджи [знакомого преданного из Питера]. Мы ржали минут двадцать… Потом я подговорил Дауджи пролезть в 9 аудиторию и выкрасть мой портфель. Что он и сделал. С усами, небритый, под носом у Плышевской он вытащил мои вещи и, не говоря ни слова, ушел.

16 октября. Немного опоздал на пару, а тут - сюрприз. Какой-то зачет. Какой - еще не понял.

21 октября. Сознание похоже на обломки пинк-флойдовской «Стены». И надо всем этим делом носится голос Пинка: «CRAZY…»

Вторник. «ВНИМАНИЕ! В связи с отсутствием отопления занятия отменяются до понедельника, 29 октября». Потрясающе. Похоже, какая-то белая полоса в жизни.

5 января. Электропоезд «Владимир - Нижний Новгород». Еду сдавать отчет за санкиртану.
Новый год встретили с С. и В. за фисгармонией. К мангала-арати В. уснул на коврике, а С. стала петь «В лесу родилась ёлочка» на неизвестный мотив. Я проспал все утро в алтаре.
Вчера ходил по всему Владимиру, пять часов искал Данте. Не нашел. Сегодня с утра пошел на экзамен. Пять часов просидел на этом мероприятии, из которого Кудасова [преподаватель] устроила литературный вечер - каждый ответ студента перерастал в кудасовскую лекцию.



"Пацанчег, ты с какова раёна?"

личное

Previous post Next post
Up