Еще раз о насилии - открытом и скрытом

May 13, 2010 14:36

Грязные игры художника Т. и развернувшаяся вокруг них оживленная полемика столкнули нас с весьма показательной проблемой. ( кому надоело про изнасилования, лучше пропустить )

Leave a comment

Comments 100

maryxmas May 13 2010, 11:10:11 UTC
вы очень хорошо написали.
продублируете свой пост в феминизм_уа?

Reply

a_grabenich May 13 2010, 17:00:25 UTC
Да. Я хотел сначала так сразу сделать, но уже выбегал на работу и не успел.

Reply


torquelimach May 13 2010, 11:14:48 UTC
добрачная/внебрачная сексуальная активность значительной части нашего общества протекает в совершенно иных условиях. Молодежные сексуальные практики жестоки: девушка, пришедшая без кавалера в место массовых гуляний и развлечений, считается как бы законной добычей; она это обычно знает и в той или иной степени соглашается на правила игры.Имхо Вы и брачную зря не включили. Девушка, вышедшая замуж, тоже часто считается законной добычей ( ... )

Reply

a_grabenich May 13 2010, 20:06:35 UTC
Имхо Вы и брачную зря не включили. Девушка, вышедшая замуж, тоже часто считается законной добычей.

Вы имеете в виду супружеские домогательства?

Reply

torquelimach May 13 2010, 21:17:36 UTC
Да.

Reply

a_grabenich May 13 2010, 21:25:19 UTC
Это да. Но мне показалось, что это отдельная большая проблема. Немного иного свойства, хотя насилие есть насилие.

Reply


aka_author May 13 2010, 11:18:59 UTC
*** Если мы не найдем способов (легальное принуждение здесь не слишком эффективно) оказать давление на общество в этом отношении ***

Пока не могу даже представить себе, что это за способы.

Reply

a_grabenich May 13 2010, 17:29:23 UTC
Ну, как. Общественное давление -- оно общественное давление и есть. Между прочим, в этой области я лично, за четверть века моей персональной половой зрелости, наблюдаю огромный прогресс. И не за счет правовых механизмов, а за счет изменения общественных умонастроений. Еще полпоколения назад мне рассказывали о супружеских изнасилованиях и изнасилованиях на свидании как о западной придури.

Вот один крупный, образованный, интеллигентный и остроумный человек -- сильно немолодой уже -- ездил на конференцию к буржуям и там рассказал в шутливой манере "математический" анекдот о женской логике. Там на него, естественно, напали -- ели ноги унес, и вот он печатно предавался горестным рассуждениям, что политкорректность политкорректностью, но нельзя же до абсурда... И я подумал, что моей компании его бы тоже не поняли. Нет, ругаться бы не стали, но не засмеялся бы никто. Tempora mutantur, да, собственно, и не жалко.

Reply


ksyuhin_i_ya May 13 2010, 11:50:31 UTC
Я опять в любимую сторону сверну.

> где правят не «нет» и «да», а система ритуальных жестов и намеков

Вот это вот очень важно. Это наше неумение говорить прямо, а заменять намеками и полунамеками.
Вместо "открой пожалуйста окно" звучит "что-то жарковато"

В итоге оказывается совершенно немыслимо прямо спросить да/нет, и получить такой же прямой ответ.

Reply

torquelimach May 13 2010, 11:56:07 UTC
Как раз написал об этом в "феминистках" (скопировал свой комментарий и добавил немного о себе). Под замком, к сожалению.

Reply

ksyuhin_i_ya May 13 2010, 12:02:04 UTC
Ну там под замком я увидеть не могу.

Reply

maryxmas May 13 2010, 11:56:23 UTC
это не неумение говорить прямо.
это культурная конвенция, зафиксированная в языке -- непрямота. (я не знаю, как это правильно называется в лингвистике по-русски, я тексты на эту тему читала только на английском)
прямота возможна только или в очень близких отношениях, или в очень однозначных отношениях власти -- и является этой самой власти демонстрацией.
во всех остальных случаях мы используем ту или иную степень непрямоты.

Reply


blades_of_grass May 13 2010, 11:57:16 UTC
Культура насилия гораздо шире даже чем непризнание "нет значит нет" и сексуальных отношений вообще. Ей учат детей, объясняя, что надо давать сдачу, а не бежать жаловаться учителям. Всякий раз, когда говорят, что "дураков надо учить" - это оно, насилие и его легитимизация. Когда говорят "политкорректность - это для идиотов, а я буду называть черножопых так, как они того заслужили, и обращаться с ними буду аналогично" - это тоже оно. Нельзя, по-моему, искоренить культуру насилия в сексуальной области, не занимаясь параллельно всем этим.

Reply


Leave a comment

Up