Я не знаю ничего более увлекательного, чем идти под парусом. Это наибольшее приближение к полету, по крайней мере наяву. Быстрые крылья ветра как будто уносят вас вперед, неведомо куда. Вы больше не похожи на слабое, неуклюжее создание, медленно извивающееся на земле, - вы слиты с природой. Ваше сердце бьется в лад с ее сердцем, ее прекрасные руки обнимают вас и прижимают к груди. Духом вы заодно с нею, члены ваши легки. Голоса атмосферы звучат для вас. Земля кажется маленькой и далекой. Облака над головой - ваши братья, и вы протягиваете к ним руки
Джером К.Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки
Как уже
сообщалось на просторах ЖЖ, мы съездили на недельку отдохнуть в Карелию. Но речь не об этом. Удалось вдоволь походить под парусом на своей байдарке. Проект старый и в общем ничего особенного не представляет, но все же:).
Байдарка - старый Салют-4,7 двухместный. Он широкий и комфортный, устойчив сам по себе и легко всходит на волну. Байдарка была подвергнута модернизации. Была изготовлена новая шкура из ПВХ (теза) (делал на заказ в специализированной конторе). Деревянный кильсон был заменен на аналогичный алюминиевый (делал сам из труб и алюминиевых планок, сборка на заклепках и оцинкованных болтах). Самые большие изменения были связаны с удлинением кокпита. В Салюте изначально кокпит довольно короткий, а посему гребцы, если гребут не синхронно, то стукаются веслами. Байдарка была развернута задом наперед, т.е. там где был нос стала карма. Нос у Салюта изначально шире, поэтому теперь он стал кормой, и это место стало возможно использовать для удлинения кокпита. Второй с кормы (бывший нос) шпангоут был сверху разрезан и усилен U-образной алюминиевой трубкой. Центральный шпангоут, наоборот, был для прочности сделан замкнутым. Были изготовлены новые спинки для гребцов. В результате задний гребец отодвинулся от переднего сантиметров на 70, что повысило комфортность байдарки. Кроме того, в центре кокпита высвободилось много места для поклажи.
Теперь собственно о парусном вооружении. Мачта выбрана свободностоящей, т.е. она свободно вставляется в стакан, закрепленный на втором с носу шпангоуте, и не растянута никакими вантами и штагами. Это сделано для а) простоты установки и съема парусного вооружения, б) для безопасности, в случае сильного порыва ветра может не оказаться времени для спуска паруса, а так его можно просто поставить во флюгерное положение. Стакан мачты закреплен на усиленном шпангоуте. Парус треугольный, гик идет не по нижней шкаторине паруса, а выше. Это сделано для того, что бы при резкой переброске паруса с борта на борт носовой член экипажа не получил гиком по башке. Гик сделан изогнутым, что бы парус на него не ложился и сохранял правильную аэродинамическую форму. Парус пошит из каландрированного капрона с пузом около 10-15%. На мачту он одевается с помощью широкого кармана, что значительно снижает возмущения воздушного потока от мачты. Для стабильности формы верхняя и нижняя шкаторины паруса усилены стальным шнуром. Парус поднимается с помощью фала, один конец которого закреплен на топе мачты, а второй пропущен через блок на верхнем углу паруса и скобу на топе, затем фал идет вниз и крепиться за утку. Пару управляется одним шкотом, который рулевой просто держит в руке. Отсутствие крепления шкота также повышает безопасность и позволяет рулевому более точно чувствовать ветер.
Для повышения устойчивости байдарка снабжена надувными боковыми поплавками. Поплавки укреплены на поперечных балках, сделанных так же из алюминиевой трубы. Носовая балка крепиться ко второму носовому шпангоуту и комингсу кокпита, кормовая балка выполнена изогнутой, что бы не перегораживать кокпит, она крепиться к комингсу кокпита. Поплавки вынесены вперед и не мешают кормовому члену экипажа грести веслом.
Что бы парусное судно могло идти круто к ветру, ему необходимо обеспечить большое боковое сопротивление, что бы препятствовать боковому сносу. Для этого на больших яхтах служит киль. В данном случае применен боковой подъемный шверт. Шверт имеет гидродинамический профиль и крепиться к носовой поперечной балке с правого борта. Шверт зажимается болтом и его положение может регулироваться для изменения точки бокового сопротивления. При попадании на мель шверт просто откидывается назад.
Для управления использован стандартный салютовский руль, только румпель удлинен для более точного управления. Рулевой управляет положением руля с помощью тяги из алюминиевой трубки (использована старая лыжная палка, рукоятка сохранена).
Байдарка довольно быстро идет под парусом, во всяком случае, не хуже чем под веслами. Может идти круто к ветру до 45 градусов. По крайней мере, при всех выходах можно было и уплыть, и вернуться на базу используя только парус.