Эта чудесная и весёлая вещица
из Метрополитен-музея - бронзовый акваманил (или водолей), сосуд для омовения рук работы неизвестного нидерландского мастера конца XIV - начала XV века.
Интересно, как сюжет, изначально по сути своей скорее мизогинный, получил в искусстве иные акценты. Вкратце легенда такова: Александр Македонский увлёкся гетерой Филлидой и, подпав под её очарование, пренебрегал государственными делами, что беспокоило его учителя Аристотеля. Аристотель пытается лично уговорить Филлиду оставить Александра, но она то ли соблазняет его, то ли обманом вынуждает дать себя оседлать и, смеясь, катается на нём, как на лошади. В таком виде их застаёт Александр.
В легенде это унижение Аристотеля представляется чуть ли не как его хитрый замысел и победа. Таким путём он продемонстрировал Александру опасность и коварство женщины: мол, если с умудрённым и многоопытным стариком (в реальности Аристотелю было лет сорок, когда он жил при македонском дворе) она вытворяет такое, то страшно представить, что сделает с юным царём. Вероятно, это убедило Александра, он бросил Филлиду и отправился завоёвывать мир.
Ну то есть это известная тема, которую мы находим повсюду в «мужской» культуре, хоть у Гомера, хоть в «Тысяче и одной ночи»: женщина - коварная соблазнительница, и именно на ней лежит вся ответственность за то, что мужчина вступает с ней в связь, забывая о долге, совести и обо всём на свете. В «лучшем» случае мужчина, который поддался, подчинился женщине, служит объектом насмешки. Но причина смеха-то в том, что женщина не рассматривается даже как равная.
Что же происходит с этой легендой, когда она переносится в изобразительное искусство? Александр часто вообще отсутствует, а значит, и мораль, и осуждение женского вероломства теряются, остаётся полное и безоценочное торжество женщины, и не над кем-нибудь, а над самым авторитетным мыслителем Средневековья. Повержен и подчинён не просто какой-то мужчина вообще, а воплощение мужского ума! Кстати, легенда эта и возникла только в XII-XIII веках, в самой античности ничего подобного про Аристотеля не сочиняли.
Наверное, насмешка остаётся и в этом случае. Когда такой акваманил ставили на обеденный стол для развлечения гостей в каком-нибудь богатом фламандском доме, наверняка не обходилось без сальных шуток (в первую очередь, над самим хозяином дома). Тем не менее, однозначность, присутствовавшая в исходной истории, утрачена, и, стало быть, многое зависит от оптики. Так, современный взгляд может увидеть здесь язвительную иронию над мужским самомнением и патриархатной культурой в целом, реванш женщин, так долго отстраняемых от образования и интеллектуальной деятельности, метафору girl power. Ну и вообще это просто красиво.
Телеграм-канал автора Канал в Дзене