Пиноккио: между монстром Франкенштейна и Христом (3)

Feb 11, 2023 11:45





О мультфильме «Пиноккио Гильермо дель Торо». Начало здесь: 1, 2

Это мультфильм и о творчестве. Джепетто - искусный мастер, художник своего дела, Пиноккио - актёр, а Сверчок - писатель. «Деревянный» кукольный мир был сделан физически, прежде чем быть заснятым в технике stop-motion, покадрово. Вещественность, осязаемость творчества здесь важна не менее, чем его духовное наполнение.

Соединение вещественности, телесности и духовности проглядывает в центральном символе, образе мультфильма, который появляется крупным планом в самом первом и в самом последнем кадре. Это простая сосновая шишка. Сперва Джепетто с сыном Карло ищут подходящую шишку, чтобы посадить её, и здесь задаются сразу два мотива, оба устами Джепетто. Сначала он, срубая сосну, говорит: «Когда заканчивается одна жизнь, начинается другая». (Интересно, что можно понимать эти слова двояко: как сказанные про разных «носителей» жизни (умирают старики, рождаются дети), так и про разные жизни одной и той же души.)



Затем, подбирая шишку для того, чтобы дать начало новой жизни, он говорит, что «она должна быть perfect (совершенной, идеальной) и complete (завершённой, полной)». Эта «идеальная» шишка, найденная маленьким Карло, становится причиной [спойлер!]его смерти и её же сажает Джепетто на могиле сына. Из неё вырастает сосна, в которой находит себе пристанище Сверчок-писатель, а затем из этой же сосны Джепетто делает совсем «не идеального» Пиноккио, и дупло, в котором живёт Сверчок, оказывается как бы сердцем Пиноккио. Когда Сверчок умрёт в конце фильма, Пиноккио похоронит его там же, в своём сердце.

Здесь все детали оказываются на своём месте. А сосновая шишка, помимо того, что явным образом в фильме символизирует конец одной жизни и начало другой, имеет, возможно, и более глубокое значение. Вряд ли случайно использован очень древний символ, почитаемый во многих культурах. Самый яркий пример, наверное, - огромная бронзовая Сосновая Шишка в Ватикане. Символ очень многоплановый, воспринятый от древних цивилизаций и римским католичеством, и масонами, и оккультистами, и теософами. Он восходит к форме шишковидной железы, которая находится в центре мозга и которой древние придавали крайне важное значение вместилища души, «глаза мудрости», органа, который нужно «пробудить», который сам по себе не заработает.



Вот мы и завершили кольцо рассуждения. Этим пробуждением души, духа и занят Пиноккио (не подозревая того) в своём стремлении стать настоящим мальчиком. Кстати, поэтому вряд ли стоит соблазняться мыслью, что он был этим «настоящим мальчиком» с самого начала, только другие этого не замечали, как пишет тот же Долин. Нет, мало быть деревянным, как фигура распятого Христа, нужно ещё пройти, насколько получится, его путём. Чем-то это напоминает ситуацию из песни «Наутилуса»:

Видишь, там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нём.
А когда надоест, возвращайся назад
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной.

Телеграм-канал автора

дневник читателя и зрителя, 2020-е, образы и символы, религия, философия, кино

Previous post Next post
Up