Пиноккио: между монстром Франкенштейна и Христом (2)

Feb 10, 2023 11:37





О мультфильме «Пиноккио Гильермо дель Торо». Начало здесь: 1

Земной отец Пиноккио - тоже плотник, как и у Христа. Тема взаимоотношений отца и сына, безусловно, также одна из важнейших в мультфильме. Земной отец даёт сыну только тело, а духом наделяет его кто-то другой (в мультфильме это Голубая фея как образ трансцендентной силы). И дальше обоим предстоит сложный путь, на котором для отца сын может быть и бременем, и разочарованием, и единственной отрадой, а сын прилагает усилия, чтобы быть предметом гордости отца, но и стремится освободиться от опеки, обрести независимость, найти себя.

В фильме есть образы-двойники пары Джепетто - Пиноккио, это подеста (что-то вроде мэра города) и его сын, Фитиль. Подеста тоже по-своему «творец», он старается сделать из своего слабого и трусливого сына настоящего итальянца, солдата, фашиста. То есть делает нечто противоположное тому, к чему приходит Джепетто, когда говорит Пиноккио: «Будь самим собой. Я люблю тебя таким». Но здесь важно и другое: подеста мало роли земного отца, он пытается силой выправить сына духовно по нужной себе мерке. Это оборачивается бунтом: [спойлер!]Фитиль восстаёт против своего земного отца, чтобы спасти друга, потому что это оказывается важнее кровного родства и сыновьего долга. А прямо в следующей сцене обезьяна Спаццатура (тоже несовершенное создание, с бельмом на глазу и не умеющее говорить) [спойлер!]так же восстаёт против деспотического хозяина, чтобы спасти Пиноккио.



Пиноккио становится настоящим мальчиком, но [спойлер!]не буквально, как в сказке Коллоди, а по сути - настоящим человеком, сохранив деревянное обличие. Для этого ему приходится [спойлер!]принести себя в жертву ради другого, такова цена «настоящести». Вдобавок он помогает стать настоящими людьми и друзьям (применительно к обезьяне звучит забавно, но как тут ещё скажешь?)



Тема отца сплетается с темой отечества, а здесь и война и даже мобилизация (!), и вот уже в мультфильме появляется политическое измерение, и оно оказывается очень органичным в сказке о деревянном мальчике, и в нём звучат всё те же мотивы. Ведь отечество, как и отец, притязает на то, чтобы подчинить себе своих сыновей-граждан, обуздать их дух, нанизать его на ниточки, как в кукольном театре. Для фашистской идеологии Пиноккио, деревянный и бессмертный, кажется идеальным солдатом, который может отдать за страну не одну, а бесчисленное количество жизней.

Продолжение >>

Телеграм-канал автора

дневник читателя и зрителя, 2020-е, религия, философия, кино

Previous post Next post
Up