Из истории тетриса
Тетрис - это логическая видео-игра, которую придумал и разработал в 1984 году сотрудник Вычислительного Центра Академии наук СССР в Москве Алексей Леонидович Пажитнов. Малоизвестный в то время программист занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, на момент создания тетриса ему было 28 лет.
Название игры произведено сочетанием греческого префикса "тетра-", так как все фигурки игры (известные как тетрамино) состоят из 4-х сегментов, и тенниса - любимого вида спорта А.Пажитнова.
![](http://pics.livejournal.com/a_figello/pic/0004kpat)
Тетрис был впервые написан Алексеем Пажитновым в июне 1984 года на компьютере Электроника-60 для обкатки идей, связанных с разработкой искусственного интеллекта. Для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым. С тех пор PC-версия игры начала становиться популярной и распространяться по всей Москве, а затем и в других городах СССР, в основном в научных учреждениях, где в то время были установлены исключительно отечественные компьютеры. Домашних компьютеров в то время в СССР практически не было. Первый тетрис выглядел так:
![](http://pics.livejournal.com/a_figello/pic/0004prar)
Через некоторое время игра распространилась в страны соцлагеря. Когда игра дошла до Будапешта, венгерские программисты реализовали её на Apple II и Commodore 64. Популярность игры была ошеломительной, что привлекло к игре внимание главы британской софтверной компании Роберта Стейна. Несколько месяцев спустя Стейн приехал в Москву, где он встретился с Алексеем Пажитновым, и договорился о лицензии на выпуск игры. Как говорится в официальных источниках, «по какой-то неизвестной для Стейна причине Пажитнов подарил ему тетрис». Альтернативная, «конспирологическая», версия утверждает, что к автору изобретения, возможно, было применено грамотное психовоздействие, иначе столь странный поступок талантливого программиста трудно объясним.
В 1988 советское правительство очнулось и начало качать права на тетрис через организацию Электроноргтехника (Элорг). Алексей Пажитнов передал свои права на игру правительству, через ВЦ, где работал 10 лет. Судебные тяжбы длились годами, однако оказались малоуспешными для нашей стороны и каких-то значительных денег автору не принесли. В 1991 году А.Пажитнов эмигрировал в США, где с 1996 по 2005 работал в компании «Майкрософт», занимаясь разработкой головоломок.
Влияние тетриса на мозг
По результатам исследования докторов Michael Crane, Richard Haier и др., длительная игра в тетрис может привести к более эффективной активности мозга во время игры. Когда вы впервые играете в тетрис, функционирование и активность мозга возрастает, также возрастает потребление энергии мозгом, измеряемое в степени обмена глюкозой. Когда игрок в тетрис становится более опытным, мозг показывает уменьшение потребления глюкозы, что означает более эффективное функционирование мозга для выполнения этой задачи.
В январе 2009 группа Оксфордского университета под руководством доктора Emily Holmes доложила, что для здоровых добровольцев игра в тетрис сразу после просмотра травмирующего материала в лаборатории снижает число воспоминаний об этих сценах в течение следующей недели.
О философском смысле игры в тетрис
Философское сходство игры в тетрис с реальной жизнью буквально бросается в глаза.
Первая ассоциация на падающие сверху фигурки - это текущие проблемы, которые, в соответствии с обывательским мировоззрением, в изобилии подбрасывает нам жизнь, а в соответствии с более широким мировоззрением, автором проблем являемся мы сами. При этом, в любом случае, какое объяснение мы бы не применяли, задача игрока - убирая линию за линией, избавиться от проблем, расчистить жизненное пространство. Когда пространство более или менее расчищено, у игрока есть время подумать, куда положить следующий пазл. В случае, если мы не справляемся с этой задачей, проблемы всех видов, размеров и цветов заваливают нас настолько, что наступает «гейм овер».
Второй слой ассоциаций вскрывается также довольно легко: игра в тетрис символизирует процесс получения жизненного опыта и всевозможных знаний, когда задача играющего - уложить знания и опыт, поступающие непрерывно в течение всей жизни, по возможности системно, складывая их как пазлы, или раскладывая, что называется, по полочкам. В качестве предостережения тетрис наглядно показывает, как выглядят ненужные знания, бессистемно наваленные в голове.
Третий смысловой слой игры в тетрис с легкостью назовут люди, хоть немного увлекающиеся эзотерикой (а таких людей сейчас, можно сказать - каждый первый). Это понятие кармы. Правильно реагируя на текущие события, игрок получает возможность убрать застарелые слои накопленной кармы и не создавать новую. И наоборот, накопленные кармические завалы приводят к «переполнению чаши страданий», в конечном итоге - к «гейм оверу», или реинкарнации.
Четвертый смысл игры в тетрис доступен людям, занимающимся саморазвитием и самосовершенствованием, в частности, такими вещами как проработка материала, накопленного за годы жизни, различными методами. Действительно, по мере такой практики можно заметить, что внутренние ощущения от исчезновения проработанного материала напоминают процесс исчезновения удачно заполненных линий в тетрисе: очищается внутреннее пространство, становится легче думать и строить сознательно свое внутреннее пространство.
И наконец, самое забавное сходство игры в тетрис с самой жизнью можно сформулировать так: ТО И ДРУГОЕ ЗАТЯГИВАЕТ.
Системные ограничения игры в тетрис
Как и любая модель, игра в тетрис, естественно, не может полностью описывать все аспекты жизни, упираясь в ряд системных ограничений. Главное ограничение таково: тетрис - это система с неизбежным проигрышем. Выиграть в тетрис невозможно. Почему? В классической версии игры в тетрис скорость падения пазлов непрерывно возрастает, и даже если игрок приобретает отличную реакцию и идеальную логику в построении линий, рано или поздно наступает такой момент, когда скорость переключения клавиш поворота и бокового перемещения пазла на клавиатуре отстает от все возрастающей скорости падения новых пазлов. Некоторое время игрок может продержаться на запасе пустого пространства в «стакане», а потом, не успевая поворачивать и перемещать пазлы, неизбежно происходит завал. Приверженцы материального мировоззрения связали бы этот факт с неизбежностью физической смерти, однако, разумнее было бы искать философский выход на новый уровень жизни. Игрок, следящий за эзотерической информацией, замечает, что в разных местах сети то тут, то там появляются материалы о том, что умирать в физическом теле вовсе не обязательно! Публикуются факты воскрешения, омоложения, регенерации органов, предотвращения различных катастроф. Получается, что жизнь, в отличие от тетриса - это не система с неизбежным проигрышем.
Как сознательно применять тетрис для личного развития
Образный ряд игры в тетрис можно сознательно использовать при визуализации проработки материала, в процессе обдумывания отдельных вопросов и принятия решений.
Пример 1. Нам нужно осмыслить какую-то тему. Мысленно разбиваем ее на отдельные кусочки-пазлы. Назначать какой-то конкретный смысл каждому кусочку не обязательно, достаточно просто в общем представить, что наша тема состоит из пазлов. Садимся играть в тетрис, держа в голове представление, что каждый падающий пазл - это какой-то аспект рассматриваемой темы. Укладывая пазлы в подходящие места и удаляя линию за линией, мы мысленно представляем, что разные аспекты темы укладывается в нашей голове и с каждой исчезающей линией у нас исчезает лишнее напряжение, связанное с этой темой. Желательно это сделать вечером и лечь спать. Утром, проснувшись, вспоминаем о нашей теме и замечаем, что ее осмысление происходит легко, как будто за ночь все уложилось по полочкам.
Пример 2. Нам нужно проработать какой-то травмирующий материал, но этому мешают различные эмоциональные реакции. Мысленно разбиваем травмирующий материал на отдельные кусочки-пазлы. Назначать какой-то конкретный смысл каждому кусочку не обязательно, достаточно просто в общем представить, что наш травмирующий материал состоит из пазлов. Садимся играть в тетрис, держа в голове представление, что каждый падающий пазл - это какой-то аспект травмирующего материала. Укладывая пазлы в подходящие места и удаляя линию за линией, мы мысленно представляем, что разные аспекты травмирующего материала укладывается ровными штабелями, похожими на брикеты спрессованного мусора, и с каждой исчезающей линией отправляются на переработку лишние эмоциональные реакции, связанные с травмирующим материалом. Желательно это сделать вечером и лечь спать. Утром, проснувшись, вспоминаем о прорабатываемом материале и замечаем, что он уже не вызывает такой эмоциональной реакции, и мы можем более спокойно осмыслить эту тему, при необходимости это можно сделать примерно так, как это описано в первом примере.
Пример 3. У нас есть осознание каких-то ошибок в прошлом, нечто такое, что мы хотели бы исправить в своем прошлом. Садимся играть в тетрис и выбираем такой уровень, где изначально дается частичное заполнение стакана. Мысленно представляем, что частичное заполнение стакана - это наши прошлые ошибочные действия, негармоничные события жизни, дурные мысли, невежественные толкования событий, неправильное отношение к людям и событиям в прошлом. Начинаем играть и укладываем падающие пазлы так, что в результате исчезают заполненные линии вместе с «ошибочными» пазлами. Таким образом, убирая линию за линией, мы мысленно представляем, что мы убираем негармоничные события и очищаем свое прошлое. Когда мы наконец-то видим чистый пустой стакан, у нас возникает особое радостное чувство. Можно зафиксировать это ощущение и запомнить его.
Другие приемы можно придумать по аналогии самостоятельно.
(с) a_figello. При перепечатке статьи просьба давать ссылку на эту страницу.
При составлении статьи использованы материалы:
http://ru.wikipedia.org/ http://www.tetrisist.ru/