Как растут дети и что из этого получается. Часть 2. (8 мес.- 3г.)
Наступает период, когда ребенок вырастает, и вот уже он может ползать, кусать, различать своих и чужих, то есть становится чуть чуть более самостоятельным, чем раньше. В это время наряду с материнской фигурой, важной становится фигура отца. Ведь мама транслирует ребенку свою любовь, дорожит им, а папа - человек, который может реально оценить возможности ребенка, видит ребенка таким какой он есть, и это не менее важно.
Основная задача ребенка в этом возрасте : научиться удерживать то, что ему нужно, и отпускать то, что не нужно. Если все проходит хорошо, то ребенок может брать и отдавать, и это дает ощущение автономии и свободы. Если же нет...
Кому знакомо такое состояние, когда ждешь от близкого человека, что он что-то сделает для Вас, но при этом догадается, что же Вам нужно.
Или же, когда кто-то хочет сделать для Вас что-то хорошее, а Вам этого не нужно, но очень неловко отказаться, потому что страшно обидеть человека.
Или когда принимаешь решение о каком-то шаге в своей жизни, но опираешься при этом на то, чтобы угодить родителям, не разочаровать любимого, пожертвовать собой ради детей.
Это только несколько примеров того, как мы получаем опыт остановки себя в своем выборе, в своей самостоятельности. Да мы получаем этот опыт в своей семье, а потом так привыкаем, что и сами делаем то же самое с собой и со своей жизнью.
В этом возрасте формируется принятие себя или отвержение себя. И это происходит, когда взрослые принимают ребенка с его желаниями, даже когда они противоречат желаниям самих взрослых или оказываются не готовы принять...
Если мама может выдержать, когда она приготовила для ребенка, что-то вкусненькое, а он отказался это есть, и не принимает его отказ на свой счет, как личную обиду.
Если родители могут терпеливо отнестись к тому, что ребенок еще неловкий, что часто что-то роняет, спотыкается, и вовсе не потому, что невнимателен к родителям, а просто потому что еще маленький.
Если ребенку дают возможность что-то делать самому и ошибаться, даже несмотря на то, что он не умеет, но при этом очень хочет попробовать.
Если ребенка не выпроваживают в другую комнату, говоря "Успокойся и приходи", когда он расстроен или злится и выражает это криками, топанием ногами и прочим. Ведь он пока не знает, как справляться со своими эмоциями и не очень знает что вообще с ним происходит. Хорошо было бы если взрослые могли бы ему это объяснить, поговорить с ним, встретиться с его такими не очень приятными чувствами.
Если обобщить, то важно, чтобы ребенок пережил опыт, когда его принимают с его личными желаниями, даже при том, что они не соответствуют желаниям и ожиданиям от него взрослых.
Все вышеперечисленное для ребенка происходит в контакте со взрослыми, которые его окружают. Ну а когда мы вырастаем, то этот опыт также остается с нами. И приятно и радостно, если это ощущение свободы и принятия есть, ведь тогда жизнь становится более насыщенной, и количество наших жизненных выборов увеличивается во много раз.
И жаль, если мы также, как когда-то было заведено в нашей семье, не принимаем себя в чем-то, не можем ориентироваться в первую очередь на себя в своих желаниях, сами ограничиваем собственную свободу. Чувствуем себя виноватыми если делаем что-то, что не нравится другим или чрезмерно болезненно воспринимаем, когда результат наших действий получился неидеальным.
Хотя мне кажется, что если появляется стимул что-то поменять, то для этого есть возможность и во взрослой жизни, это я знаю по себе.
Ну а с 3-х лет начинается следующий этап в жизни ребенка, а потому продолжение следует...