Как растут дети и что из этого получается. Часть первая. (0-8 месяцев).
Очень много пишут и говорят сейчас о том, как важно развитие ребенка. Детки начинают посещать развивающие занятия чуть ли не с рождения. Родители беспокоятся, чтобы их ребенок был развит не хуже своих сверстников, чтобы умел и знал, все, что должен был бы в своем возрасте.
Родители, как правило, достаточно активно занимаются его познавательным развитием. Но мне хочется сказать немного не о познавательном развитии ребенка, о котором родители знают сейчас достаточно много, а скорее об эмоциональном развитии, которое не менее важно, или о том, как формируется у ребенка отношение к самому себе...
Могут ли родители также внятно ответить на вопрос: как они занимаются эмоциональным развитием ребенка? А что же входит в это самое развитие? И за счет чего оно происходит? В первую очередь, и особенно в дошкольном возрасте, за счет отношений ребенка с родителями и в целом за счет отношений в семье. Именно там ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми и узнает через этот опыт о мире и о себе.
Но это эмоциональное общение с родителями происходит в разном возрасте по-разному и хорошо, чтобы это так и было. Ведь в каждом возрасте перед ребенком стоит своя задача развития и важно, чтобы она была благополучно решена. Важно для чего? Хотя бы для того, чтобы можно было опираться на полученный опыт, в последующие жизненные периоды. Ведь иногда какой-то внутренний конфликт на определенном возрастном этапе имеет влияние на ощущение себя и эмоциональное благополучие человека уже во взрослом возрасте.
Хочу сегодня остановиться на первом возрастном периоде, который длится от рождения и до 7,8 месяцев.
Новорожденный ребенок еще совершенно беспомощный и его благополучие полностью зависит от мамы, или от того, кто за ним ухаживает. Ребенок не может повлиять в это время на то, что происходит. Он может только сигнализировать, например, когда чувствует дискомфорт, а уже все остальное зависит от того, насколько его понимают взрослые.
Основная задача ребенка в этот период - утверждение своего присутствия в мире. Соответствующее этому переживание можно назвать так: «Я есть».
Более того, это переживание может быть окрашено по-разному.
«Я есть, и это хорошо». Это такое ощущение человека, которое можно обозначить, как радость от своего появления на свет и восприятие мира, как дружелюбного, открытого для меня, доверие к нему. И это ощущение появляется тогда, когда мама радуется ребенку. Потому что в самые первые месяцы рождения мама для ребенка и есть весь мир.
Например, ребенок плачет, он чувствует какой-то дискомфорт, хочет есть или спать, или просто внимания. Мама подходит и улыбается ребенку или просто подходит с готовностью что-то делать, старается понять, что нужно ее малышу и в этот момент настроена скорее позитивно. Тогда ребенок считывает такое эмоциональное состояние мамы, как «хорошо, что ты есть».
Представьте себе другую ситуацию. Мама очень устала, или раздражена, может быть какая-то сложная ситуация в семье например, может ей не хватает поддержки. Тогда она на сигналы ребенка чаще будет откликаться своим неудовольствием или раздражением. Для ребенка это значит, что «Я есть, и это плохо». Очевидно, что мама живой человек, и не может всегда быть в хорошем настроении, я скорее говорю о тех ситуациях, когда такое отношение мамы становится обычным, регулярным.
Есть еще один путь, когда у ребенка формируется переживание, которое можно сформулировать: «Меня нет».
Вот представьте себе, у младенца совершенно не сформировано еще ощущение себя. И вот он плачет, а к нему никто не подходит. Например, в больнице или в детском доме. Либо подходят люди, которые просто механически делают какие-то манипуляции по уходу за ним. Либо врачи, либо нянечки, а может быть мама, которая находится в депрессии и потому не способна ни на какие эмоциональные отношения в данный момент. И тогда как будто у мира нет никакого отклика на этого ребенка, а значит тогда, и его самого нет.
Итак, повторюсь, что в эти первые восемь месяцев должна быть решена очень важная для маленького человека задача: утверждение своего присутствия в мире. И от того, какое переживание сформируется в этот период, во многом зависит его дальнейшее ощущение себя в мире. Ведь если мир рад тому, что Я есть, тогда он в целом безопасен. И это дает ощущение позитива, надежду и возможность верить в себя и обращаться в мир для того, чтобы брать что-то для себя. А ведь это важно в любом возрасте.
Если же мир не рад тому, что Я есть, значит, он не надежен, опасен и доверять ему нельзя. И люди тогда привыкают к тому, чтобы держаться от других на расстоянии. К чему это может приводить? Например, может случиться так, что человек находятся в боевой готовности, чтобы защищаться, достаточно напряжен, потому что ждет неприятностей, а иногда от этого напряжения начинает нападать на других сам. И кстати, неважно ребенок это или взрослый человек.
Ребенок растет очень быстро и развивается также достаточно динамично. После 8-ми месяцев наступает следующий возрастной этап, когда перед ребенком и его родителями встает уже другая актуальная задача развития, не менее важная. А потому, продолжение следует…