Размышления об Армянском Сионе

Jan 09, 2013 17:49


На земном шаре нет другой страны,

которая была бы так насыщена чудесами,

как земля армян... (Джорж Байрон)

Я собирала информацию, изложенную ниже (во второй половине текста), для участия в конкурсе - хотела написать об одном из армянских монастырей как об одном из неизвестных (но примечательных) мест планеты. На мой взгляд, история, энергетика и красота этого места достойны состязаться с европейскими, азиатскими и другими достопримечательностями.

Однако пишу о месте только сейчас.

Как я туда попала и что увидела. В одном из путеводителей по Вайоц Дзору (регион в Армении, где мне выпало счастье жить) я увидела всего лишь название - Монастырь Св.Сиона. Запомнилось название, конечно: Сион в Армении, любопытно. Путеводитель был на английском языке, потому никакой информации я, не англоговорящая, более не почерпнула. Но название, повторюсь, засело в голове. Я стала спрашивать у местных про Сион - все пожимали плечами и стыдливо хмурились, не знали. И вот я с детьми поехала на  очередную экскурсию по Вайоц Дзору; с этого года, когда дети подросли настолько, чтобы переносить и воспринимать познавательные поездки, мы регулярно стали посещать на внедорожнике достопримечательности региона, в основном религиозного толка. Главной целью нашей октябрьской экскурсии был потухший вулкан, но я снова полюбопытствовала у водителя, не рядом ли Сион, - и заглянула в навигатор, благо современность снабдила нас возможностью в чистом поле среди гор получать электронные справки. И тут случился шок, двойной, но приятный: далекая карта американской корпорации не просто показала, где мы находимся, но и нарисовала рядом тот самый St.Sion с крестиком, хотя я и не забивала его название в поисковую строку. Крестик находился в непосредственной близости от нашего местоположения, буквально в километре. Мы оглянулись:  ничего не было видно - заинтригованные, поехали по стрелке. Дороги не было, только поле, но и в конце поля не было видно никакого строения. На поле работали трактористы, мы остановились спросить, один вызвался в провожатые.




И вот поле кончилось, мы вышли из машины и за провожатым подошли к обрыву, спустились по узкой тропинке и пошли, снова ничего не видя в перспективе.





Узкая горная тропинка над рекой, всё ниже и ниже, сверху нависают горы, про камнепады я знаю не понаслышке, но Сион звал меня…





Последний вздох - мы переходим реку по узкому бетонному мосту, и как бы ни было страшно, нет сил не глазеть по сторонам - река обрамлена в каменное кружево, природа обточила камень в причудливые завихрения и в октябре еще склоняются к воде покрытые зеленой листвой ветки кустарников и деревьев, как будто смягчая остроугольные суровые украшения.





Вода бурлит под ногами - горные реки рады бы течь ровно и бесшумно, но не судьба.

Мост преодолен; распрямив плечи, смотрим вперед и, угадывая тропинку, ведущую вверх, поднимаем глаза. И ахаем:  вот он, красавец Сион - то ли сросшийся с обрывом, то ли насевший на него, как корона, то ли готовящийся спрыгнуть и воспарить, как ангел.





Первое, что нас встречает, - это поле хачкаров, традиционно для армянских монастырей.





И надгробия, поросшие мхом, как будто пытавшимся зеленым цветом раскрасить орнамент.



На внешних стенах храма хорошо сохранились барельефы, в частности орел, держащий в лапах барана, - по словесному описанию это герб князей Прошянов, но визуально барельеф мало похож на такой герб в Гегарде, например, принадлежность которого к князьям несомненна. Я не знала, что земли старого Сюника принадлежали когда-то Прошянам.



Храм состоит из двух помещений, с двумя крышами. Но вход один, в правом.





Внутри еще большее удивление вызывают два алтаря, не разделенные стеной, не принадлежащие разным помещениям, а стоящие бок о бок.



С большой долей условности можно сказать, что перед нами два иконостаса, т.к. в армянских храмах есть существенное отличие от православных, а именно в Армении не украшают стену над или за алтарем стройной композицией из нескольких икон, в Армении достаточно одного очень скромного изображения с ликом святого (настолько скромного, что это может быть всего лишь бумажная открытка). В одном углублении стоит распятие, в другом - икона Божией Матери.



В российских церквях часто встречается, когда слева и справа от входа в алтарь размещены иконы Христа и Божией Матери, и соответственно перед каждой иконой стоит отдельный кандил. И вроде бы здесь мы видим то же самое,  но что-то все равно смущает: то ли чересчур глубокие ниши для икон, то ли вопрос, почему 2 алтаря поместили в одном помещении, а не в разных. Во всяком случае, ни в одной армянской церкви до этого (и после) я не видела два алтаря.

Стены церкви внутри  и снаружи испещрены множеством надписей на грабаре, древнеармянском языке. Содержание этих надписей разберем ниже, с чужих слов.



Во втором помещении почти всё разрушено - и крыша, и купальня для крещения.





Разрушено, к сожалению, не временем, а руками: лет 10-20 назад (провожатый сказал более точную дату, но я сильно запамятовала, прошло уже больше 2 месяцев) в храм вошли люди со старой картой в руках, подняли несколько камней в алтаре и достали спрятанные сокровища армянских князей. После этого многие другие вероломщики,  энтузиасты без карт, переворошили едва ли не все камни в храме.

Во дворе храма и чуть ниже видны подземные ходы - возможно, подвалы, погребы бытового значения. Их тоже разворошили искатели кладов.



Мне нравится, что армянские монастыри и храмы, и маленькие, сельского значения, и огромные, всемирно известные, находятся в труднодоступных местах - высоко в горах, далеко от поселений и нередко буквально спрятаны от обывательских глаз.



Нравится, что не ко всем храмам можно доехать на автомобиле. Нравится, что пеший путь труден и местами опасен. Дорога к храму,  дорога к истине, неужели она должна быть легкой. Это добавляет сакральности и без того уникальному по энергетике месту.



На обратном пути, не доходя до мостика, останавливаемся у родника. Рядом стоит хрустальная стопочка. Говорят, эта вода целебная, кто его знает, но определенно вкусная.

Провожатый называет храм Гошаванком, я в смятении - ведь известный Гошаванк находится в Тавуше, другом регионе Армении, я даже готова подумать, что мы приехали не туда, что Церковь Св.Сиона всё еще где-то прячется, поэтому, вернувшись домой, я начинаю поиски информации.



И вот что я нашла.

Кто такой Сион,что такое Сион.


Сион I Бавонеци - католикос 767-775 гг. В отроческом возрасте он воспитывался и учился при святом патриаршем доме, проявив себя весьма усердным в развитии природных добродетелей. Руководил церковными должностями в Сасуне и Нпркерте. Был призван на епископство в Алдзник (область в Великой Армении по среднему течению Тигра, севернее нынешнего г. Диярбакыра, Турция), и во время его служения там случилось, что у подножия горы, именуемой Сим (Симн),  иссяк обильный родник, которым орошали виноградники и пахотные земли. Урожаи стали портиться и оскудевать, начались голод и разорение. Езид ибн Сулейман, бывший в эти местах доверенным лицом (в источнике - остиканом) арабов (в источнике - исмаильтян), призвал к себе епископа, стал умолять найти средство, чтобы вновь забил источник. Тогда Сион возвестил всем верующим епархии, чтобы они единодушно провели в канун воскресенья всю ночь до зари в молитвах. А на следующий день, в воскресенье утром, отправился он со святым крестом и толпою верующих к закупоренному, иссякшему роднику. Сотворив там молитвы и освятив место, он ударил посохом, что был в его руке, и тотчас же родник забил обильно текущей, журчащей, прозрачной и чистой водой.  С тех пор Сулейман благоволил Сиону, и когда первому досталось управление делами Армении одновременно со смертью католикоса Трдата в Двине, он послал за епископом Сионом и повелел по прибытии посадить его на патриарший престол. Во дни Сиона произошла резня в Калине, Арени и Талине,  где были убиты семьсот и взяты в плен тысяча двести человек. Через восемь лет, после долгой и дивной подвижнической жизни, Сион умер и был упокоен в усыпальнице предков своих.

Прозвище Бавонеци Сион получил, благодаря месту своего рождения - гюху Бавонк. Затрудняюсь сказать, о какой местности идет речь. Схожий топоним я нахожу только в Швейцарии - долина Бавона.  А возможно, прозвище имеет не географическое объяснение, а связано с  Бавоном  Гентским (ок. 589- 634 гг., Бельгия, Франция, Нидерланды), святым, почитаемым в католической и православной церквях. Была ли между ними какая-то связь?  Другие источники называют местом происхождения Сиона Багаван (Бакуракерт) - исторический город на востоке Великой Армении, в провинции Пайтакаран, на берегу Каспийского моря.  Область Багаван-Бакуракерт, упоминается в VIII веке, в книге "История Халифов" Варпет Гевонда, в связи с уничтожением там армянских священников. Гюхом сегодня мы называем деревню, село, так что возможно, что гюх Бавонк был в составе Багавана, что позволяло говорить о происхождении Сиона из этих двух мест сразу.

Храм Святого Сиона мы находим также в Ошакане (село в регионе Арагацотн). И раскопки одноименного храма в Гарни. Но эти постройки относятся к временам более ранним, чем жизнь и подвижничество Сиона Бавонеци. Ошаканский храм построен в седьмом веке. Гарнийский во времена католикоса Нерсеса III (641-661 гг), опять же в седьмом веке. Отсюда сомнение - был ли вайоцдзорский храм водвигнут в честь Сиона Бавонеци или в честь ранее жившего Сиона, имя которого носят и ошаканский, гарнийский храмы.

И вообще - были ли эти храмы названы в честь человека? А не в честь известной горы? И почему несколько грузинских храмов называют Сионами - например, Болнисский Сион, хронологически самый первый, вообще первое сохранившееся архитектурное сооружение в Грузии, с самой древней в стране надписью на стене; строительство его начато еще в пятом веке. Или Атенский Сион седьмого века. Есть ли у вайоцдзорского Сиона и двух других вышеуказанных армянских связь с Грузией и грузинскими Сионами? Или у грузинских Сионов - связь с Арменией? Атенский Сион был построен армянами, и только?

Сион имеет также значение «солнечный, блестящий» (Пс.132:3 , Втор.4:48 ). В Армении, где солнце светит едва ли не круглый год, любая церковь на горе может называться солнечной.  Так же Сионом означается холм, или крепость (1Пар.11:5 ) , которую Иоав, один из военачальников Давида, завоевал у Иевусеев. Возможно, Сурб Сион был крепостью, в которую кто-то, подобно Давиду, удалился?

Обратимся теперь непосредственно к храму. Церковь Св.Сиона, или Обитель Св. Сиона, или Сурб Сион. Более известна среди жителей как Гошаванк: не от имени богослова и мыслителя Мхитара Гоша, а от слова «двойной» -  с какого языка калька, непонятно; в некоторых источниках приписывается турецкому языку, но я не нашла в турецком подобного слова, по смыслу и звучанию подходящему «gosh». Первые упоминания о церкви относятся к VIII веку. Вероятно, в это время построена первая церковь, Святого Сиона или Святого Ованесса - снова разночтения в источниках (потому напоминаю, что связь католикоса Сиона и вайоцдзорской церкви лишь возможная, предположительная!). Вторая церковь, Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), построена во времена княжения Прошянов и Орбелянов в Вайоц Дзоре. На стене Сурб Аствацацин мемориальная надпись о строительстве, труде и покровительстве церкви военачальника княжества Орбелянов Ваграма Шахурнеци и его семьи с указанием дат 732 - 1283.

И вот мы логически подошли к месту, деревне, вблизи которой построена Церковь. Это Гер-Гер (не путать с Гергер (тур. Gerger) - город и район в провинции Адыяман (Турция). Поместье вассалов Орбелянов, семьи Шахурнеци, в XIII веке. Гер-Гер и окружающая его природа являются чрезвычайно и необъяснимо красивыми. Некоторые туристы назвали его «Неземным  раем». Так можно сказать, наверное, не об одном месте на земле, а о множестве, но я нашла такой эпитет - *Terrestrial paradise* - в англоязычном источнике именно о Гер-Гере и цитировать его мне чрезвычайно приятно.  Дорога  от деревни идет вниз к  ущелью, церковь стоит на одинокой скале (1 км к северо-востоку от деревни). Церковь защищена высокими скалами ущелья со всех сторон. Слабые стороны защищены зубцами, которые делают место недоступным. Вокруг церкви есть следы других отдельных зданий. Древнее строение Сиона, которое разрушено, состоит из неполированных камней. Западные и восточные края церкви образуют полукруглые апсиды, которые являются уникальными в армянской архитектуре…. Крыша покрыта хорошо полированным тротуарным камнем. Видны многие следы реконструкции. Архитектурные детали базилики и хачкаров позволяют сделать вывод, что церковь была построена в VIII-XIX веках. Небольшая часовня крепится с северной стороны. Вход с южной стороны через церковь Сиона. Церковь Богородицы построена князем Шахурнеци в 1282-1283. На восточной стороне есть два полукруглых алтаря, на западной стороне находится резной орел с бараном в когтях. На церкви также есть протоколы о пожертвованиях 1282, 1283, 1259, 1308, 1317, 1326, 1345 годов. На западной вершине храма находится резной герб Орбелянов и подписано 1282. Этого я не видела, к этой стене подойти было невозможно - там или кустарники, или обвал.

В средние века Вайоц Дзор принадлежал князьям из рода Орбелян и Прошян, которые по легенде спрятали свои сокровища в вайоцдзорских горах, ущельях и пещерах. Я думала, что это относится прежде всего к местности вблизи Нораванка, но как оказалось и как вы могли прочитать выше - не только к пещерам, но и к непосредственно церквям, в том числе в сотне километров от Нораванка. Еще одно значение слова «сион» - это хранительница для просфор и даже дарохранительница. Возможно, Сурб Сион изначально был предназначен для хранения драгоценностей, задолго до Прошянов, Орбелянов и Шахурнеци.

Князья Шахурнеци. В годы властвования Орбелянов общее признание завоевал род Шахурнеци, о котором сохранились обширные сведения в рукописных и эпиграфических источниках XIII-XIV веков. Надпись, высеченная в 1283 г. на южной стене церкви Св. Богородицы, повествует о том, что при княжении Тарсаича Орбеляна Ваграм Шахурнеци являлся «могучим и великим спарапетом» княжества Орбелянов. «Цареподобный господин Ваграм» здесь именуется сыном Васака, «внуком великого Магистроса» и госпожи Сандухт. Местом их постоянного жительства была деревня Гер-Гер с одноименной долиной.

О полководце Ваграме Шахурнеци и членах его семьи в источниках сохранились достоверные сведения. Так, в надписи Шаша Миакеца (Отшельника), высеченной на часовне св. Геворга (Чики ванк, о котором я тоже хочу рассказать, но позже), военачальник Ваграм назван «господином края». Здесь же говорится о младшем сыне его-Амате, который в это время, по-видимому, был младенцем. Супруга Ваграма Шахурнеци-Гонца (непривычное для современной Армении имя), вероятно, была родом из Сюника. Основанием такого предположения, служит надпись, высеченная в 1345 г. на северной стене нораванкского притвора, где Гонца именует себя «внучкой Хасана, дочерью господина Хосровика». В гергерской надписи (1346 г.) она представлена как родственница «Тарсаичянов», однако, трудно считать достоверной кровную связь между ее родителями и Тарсаичем Орбеляном. Возможно, Гонца имела в виду то обстоятельство, что ее супруг Ваграм Шахурнеци был военачальником княжества Орбелянов и эта должность в годы правления Буртела Великого наследственно перешла к их старшему сыну Укану. Дед Гонцы-Хасан (видимо, Хасан Амагуинский) и отец Хосровик были на службе у Тарсаича Орбеляна, однако в первоисточниках отсутствуют прямые сведения о родстве княгини Гонцы с фамилией «великих Орбелянов».

Ваграм Шахурнеци скончался в начале XIV века, так как в надписи Вардана Вардапета, высеченной в 1310 г. на хачкаре во дворе Сурб Сиона, господами и патронами долины названы уже его три сына-Укан, Хасан и Амат. В источниках, как правило, первым упоминается сан Гонцы и Ваграма-Укан. В одной из надписей церкви св. Степаноса Танаатского монастыря (тут же недалеко, в Вайоц Дзоре) Укан в 1336 г. представлен в качестве «владетеля Ерерана (т. е. Гер-Гера): «Волею Бога, я, Укан, сын Ваграма Шахурнеци, владетель Ерерана, сопричислился со св. Степаносом и отдал из моих же владений, доставленных мне при разделе...».

Согласно эпитафии Укана, он скончался в первой половине XIV века и похоронен у церкви св. Ованнеса Цахацкарского монастыря: «Благородного среди избранных и храброго среди воинов господина Укана помяните»,-гласит надпись. Возможно, ранее здесь имело место неправильное чтение даты: вместо Ձ (80) ошибочно переписано Հ (70) и в результате надпись была неверно датирована 775 (1326) годом. В действительности же Укан не мог скончаться в 1326 году, поскольку в 1336 г. он пожертвовал Танаатскому монастырю определенные земельные участки.

Достоверные сведения сохранились и о других сыновьях Ваграма Шахурнеци-Хасане и Амате. Можно предположить, что они погибли до 1345 г., о чем свидетельствует дарственная надпись Нораванкского монастыря, в которой княгиня Гонца сообщает, что она пожаловала «сад Хангаха-душе Амата». Здесь же устанавливаются обедни во имя Хасана и супруги Амата- Тухтан.

Среди дошедших до нас первоисточников о Ваграме Шахурнеци и его потомках особое место занимает обширная памятная запись одного из евангелий, изложенная по просьбе княгини Тухтан. Писец Ваан в лестных словах отзывается о своей заказчице, называя ее «княгиней княгинь», дочерью Иванэ-«коронованного и благочестивого правителя области Воротан». Он сообщает, что Тухтан была сестрой крупного ученого Ованнеса вардапета Воротнеци, вышла замуж за Амата-сына «храброго князя князей» и «губернатора» Вайоц дзора Ваграма Шахурнеци. По воле заказчицы упоминается ее свекровь-«княгиня княгинь» Гонца. В рукописи говорится, что ее свекр полководец Ваграм скончался в непреклонном возрасте, а госпожа Гонца «с большими трудностями вырастила троих сыновей-Укана, Хасана н Амата, которые погибли в войнах против иноплеменников».

Представители дома Шахурнеци неоднократно жертвовали множество угодий и отдельных земельных участков монастырским братиям Вайоц дзора. Своими щедрыми приношениями особенно отличились спарапет (древнеармянское воинское звание, почётный титул, обозначающее должность верховного главнокомандующего войском) Ваграм, его супруга Гонца,
Укан и другие.

Со второй половины XIV столетия, упоминания об этом роде в источниках прекращаются.

______________________________________________________________________

Если у Вас есть дополнения или опровержения моих изысканий, буду очень рада выслушать и узнать что-то новое. Мои поиски не претендуют на научные, но я рада, что загадочность названия и великолепие места сподвигли меня на любознательность, я узнала много интересного о крае, в котором живу.

Вайоц Дзор, Гергер, христианство, Сурб Сион, Армения

Previous post Next post
Up