Вслед за небезынтересной, но излишне апологетической биографией Б.А. Хольмстона-Смысловского (о ее появлении я
уже сообщал), в свет вышел сборник его публицистических и военно-научных работ. Это издание, на мой взгляд, гораздо интереснее биографии; при чтении работ Хольмстона-Смысловского их автор предстает перед нами как живой. Мы видим кадрового военного, специалиста по партизанской и контрпартизанской войне, убежденного белогвардейца, расиста (упоминания о "белой расе" встречаются в сборнике довольно часто) - в общем, человека неоднозначного, порою весьма неприятного, но интересного.
Интересны и его работы; время от времени они превращаются прямо-таки в оду советскому партизанскому движению. Вот, например, что Смысловский пишет об участии партизан в операции "Багратион":
В это чрезвычайно тяжелое боевое время для германских фронтовых дивизий партизанские бригады прервали сообщение истекающего кровью германского фронта с его оперативным тылом. Тыл горел. Пути сообщения, транспорт, склады боеприпасов и связь оказались в руках партизанских бригад.... Оперативная координация действий партизанских бригад с регулярными советскими армиями была идеальна.
Когда советская танковая масса прорвала редкий германский фронт и советские танки устремились вперед, то шли они от партизанского рубежа к рубежу. На этих рубежах ждала их пехота. В данном случае оперативные рубежи советских танковых бригад назначались на заранее подготовленных рубежах партизанских бригад. На этих рубежах партизанская пехота ожидала прихода советских танков. В дальнейшем она прикрывала их продвижение. Закрепляла за ними захваченные пространства. И сопровождала советские танки вплоть до подхода к ним советской моторизованной регулярной пехоты. Партизанские бригады чинили, строили и сторожили для наступающей советской армии все виды путей сообщения.
Вышеуказанная партизанская акция была историческим, классическим примером нового советского революционного оружия и нового оперативного фактора, то есть координации между наступающими регулярными армиями и партизанскими бригадами, оперирующими в тылу противника.
Город Минск - центр германских властей, как гражданских, так и военных - еще накануне подхода регулярных советских войск был полностью партизанскими отрядами отрезан от германского стратегического тыла.
Разбитые германские дивизии уходили на Запад, пробиваясь сквозь тесное огненное кольцо партизанского движения.
Под некоторыми тезисами Смысловского мог бы подписаться полковник И.Г. Старинов:
Специальную роль в тактике "малой войны" играет минное дело. В партизанских боевых акциях мина - это оружие и нападения, и защиты... Мины, как орудие нападения, свяжут тактическую деятельность неприятеля и свободу его маневра. Разрушат его пути сообщения. Нанесут смертельный удар по вражескому транспорту. Парализуют его снабжение. Мины отравят жизнь неприятельского тыла.
А вот М. Федотов сотоварищи высказываний Смысловского не одобрил бы:
Глава Советской России - Сталин - с большим талантом понял весь принцип, или, вернее сказать, всю сущность германо-российской борьбы, и рядом глубоких революционно-государственных мер повернул колесо истории с дороги тактических поражений на путь грандиозной стратегической победы. Народам России была дана ясная государственная цель войны в широких стратегических масштабах...
В общем, эта книга написана врагом. Но прочитать ее стоит.
Хольмстон-Смысловский Б.А. Первая Русская национальная армия против СССР. Война и политика / Предисл. Д.А. Жукова, И.И. Ковтуна. М.: Вече, 2011. 398 с. (Вторая мировая. Взгляд врага). 2000 экз.