(в рамках очередного раунда разговора христиан с атеистами о происхождении нравственных принципов)
http://sergeyhudiev.livejournal.com/756743.html?thread=14630663&style=mine#t14630663 rsokolovНе вдаваясь в детали, должен сказать, что неправота Харриса по крайней мере
(
Read more... )
Comments 46
Более любопытным вопросом задавался Вейзенбаум - а насколько допустимо принятие ценностно-мотивированных решений отчуждать - отдавая, например, компьютеру.
Reply
Разумеется, из этих данных никак нельзя вывести того, как нам следует себя вести. Мы свободны в своём выборе, и при желании можем плыть "против течения". Но этот момент не имеет отношения к самой проблеме Ценности -- в силу её объективности.
Reply
Reply
Reply
Когда мы начинаем говорить о ценностях, то, я думаю, принцип "Природа - одна" не работает . То есть, тут нужно понимать, что есть Природа - мир, который функционирует таким образом, каким его себе представляет естественная наука, в котором все осуществляется согласно законам, отрицать и подвергать сомнению которые - все равно что стоять под стрелой и осуществлять известно какие действия против ветра.
А есть природа социальная, в которой все не настолько строго подчинено закономерностям. Ценности выполняют регуляторную функцию социума, но не имеют такой силы, как законы Природы. Более того, развитие общества осуществляется путем постоянной проверки их на дееспособность.
Если еще усилить: сами ценности как то, на что можно ссылаться, возникают в поле нашего обыденного внимания только тогда, когда исчезают. Общество вспоминает о ценностях, когда осознает, что находится в неустойчивом состоянии.
Reply
Reply
Reply
Да и православные в Штатах смотрятся чуть успешнее местных протестантов - есть и такие данные соц.исследований.
Так что и тут наука (именно наука) может здорово помочь в исправлении мифологий. :-)))
Reply
Reply
Однако вы тут как-то упускаете, что само понятие ценности проблематично.
Вот употреблено слово "формируем" ценности
но никак не описано - на основании чего формируем
или другой вариант - производим оценку - и опять же - как производим, на основании чего.
Reply
Если пытаться говорить всерьез, то для начала нужно разделить "филогенез и онтогенез", проблему исторического происхождения ценностей и моральных систем, и проблему формирования личности.
Если говорить о формировании личности, то приоритеты и ценности в значительной степени передаются и усваиваются путем подражания, воспроизведения образцов поведения (М.А.Розов называет это социальной эстафетой). Причем зачастую ценности не передаются эксплицитно (в виде перечня правил или кодекса), а "входят в состав" норм поведения, воспринимаемых в качестве образцов. И в этом смысле ценности как бы "выводятся из социальной реальности": если так принято поступать (в референтной группе) - значит, так правильно поступать.
Разумеется, это "обоснование" требует предварительного принятия постулата: "нужно поступать так, как поступают свои", и потому принцип дуализма тут не нарушается.
Reply
Reply
ваше обьяснение относительно ценностей, задаваемых обществом как-то, мне кажется, тавтологично. мне задает ценность общество - а кто задает ценность обществу? и что же, общество - последний судия? вот мне в юности общество предписывало читать газету "Комсомольская правда" - и что же, в ней была ценность? Согласитесь, когда встает вопрос о статусе предписаний общества, когда сами эти предписания подвергаются сомнению и оценке - их считать последним фундаментом.
Истинным фундаментом ценности должно быть что-то другое, нежели просто предписания общества. Само понятие ценности вводится для того, чтобы описать нечто более фундаментальное и обьективное, нежели обычаи и уклад.
Reply
Reply
Говорить, на мой взгляд, следует о минимизации усилий. Это ведь совершенно универсальный принцип, по которому "живёт" вся Природа -- "принцип наименьшего действия". Даже если его применить к частному случаю "экономеги", то "максимизация" чего-то ("прибыли" там, или "благ") возможна как раз за счёт высвобождения "усилий" в процессе тех или иных "улучшений" или "минимизаций".
У меня, кстати, в каких-то давних записях выстроена связь между идеями "ценности" и "минимизации".
Reply
Reply
Reply
Leave a comment