Ланьков о корейском национальном характере

Mar 16, 2010 21:42

http://www.polit.ru/analytics/2010/03/16/lankov.html

с Андрем Ланьковым беседуют Борис Долгин, Дмитрий Ицкович и Анатолий Кузичев.

Некоторые фрагменты.
В основе корейского экономического чуда лежат, на мой взгляд, очень старые традиции. Условно говоря, традиции поливного рисового земледелия, которое восходит как минимум к середине первого тысячелетия нашей эры.

... У них на этапе традиционного доиндустриального общества сформировалась привычка к коллективному, высокоорганизованному труду индустриального типа. Почему? Если мы, скажем, возьмём традиционную Европу, Россию или Ближний Восток - там главной хозяйственной единицей является, конечно, крестьянская семья.

Б.Д.: Если брать древний Ближний Восток, то это, конечно, не так.

А.Л.: Да, на Дальнем Востоке ситуация похожая. Поскольку основной культурой был рис, только он с его высокой урожайностью и очень высокой отдачей калорий с гектара мог обеспечить такую плотность населения. Такое плотное население могло существовать в традиционном обществе только на базе риса. Он очень эффективен, в смысле того, сколько даёт калорий единица. Но рисовое поле - это не изолированное поле. Это часть сложного гидротехнического комплекса, своего рода огромной машины. Нужно сначала надо подать воду на поля, потом высадить рисовую рассаду, потом воду с полей свести. Необходимо построить систему водохранилищ и водостоков, необходимо выровнять идеально поля, причём спланировать, построить и поддерживать эти поля разного уровня. Потому что эту воду сначала из водохранилища подают на самый высокий, она стекает - это сложнейшая работа, которая не под силу семье и обычно не под силу даже деревне. Соответственно, у людей с давнего времени вырабатывался навык высокоинтенсивного труда в коллективе и самоорганизация. Работать, работать и работать.

Д.И.: Очень сегментировано, при этом. Когда каждый выполняет свою функцию.

А.Л.: На том этапе - нет, на нем все универсально. Потому что специализация здесь какая? Лопатой махать и рассаду сажать.

Д.И.: Ну, а кто-то интеграцией занимается!

А.Л.: Нет, они именно неквалифицированная рабочая сила, подавляющее большинство. Правда, есть люди - специалисты по планированию - это чиновники.

А.К.: А кто организовывал эти все стоки?

А.Л.: Государство, как правило. Соответственно, другое отношение к государству. Потому что европейский крестьянин воспринимает государство как паразита, как братка, который его тут крышует непонятно за что, а деньгу и прочие неприятные вещи (хотя тогда ещё не деньга, это натуральное хозяйство, там кура да яйки) - требует. Если мы посмотрим на восточноазиатскую - я говорю не «азиатскую», обратите внимание, речь идёт о бывшем конфуцианском культурном ареале: Китай, Япония, Корея, Вьетнам - так вот, если мы посмотрим на их отношение к государству, что бросается в глаза? Для рядового человека государство - это не паразит. Да, есть какое-то недовольство: никто в жизни не хочет платить налогов. Но всё-таки есть ощущение, что государство - это необходимый защитник и организатор. Чиновник - это позитивное слово, слово с хорошими коннотациями, в отличие от русской или европейской традиции. Без государства организовать функционирование этих огромных систем было невозможно. Т.е. есть привычка к коллективному труду, причём чёткое выдерживание агротехнических сроков тоже очень и очень важно: нужно эту рассаду высадить быстро - это интенсивный труд, над тобой солнышко, жара, ты стоишь по колено в воде, наклонившись, 14 часов и высаживаешь эту рассаду ручками. Люди это делали из поколения в поколение. Ленивых людей особо нет, потому что ленивые люди в Восточной Азии давным-давно умерли с голоду. Я бы сказал, примерно тысячу лет назад в Восточной Азии с голоду умер последний лентяй. Они как-то, конечно, воспроизводятся, но культура очень настроена на систематический труд. Это её плюс, но есть, конечно, и куча минусов.

Д.И.: Иными словами, культура предполагает очень высокий уровень доверия населения к власти?

А.Л.: Да.

Д.И.: И исполнение очень систематической, регламентированной работы в рамках этого доверия? Тебе говорят «Иди - копай!» - ты идёшь и копаешь. И не один. Тогда будет еда. А не будешь копать - умрёшь.

А.Л.: Да. Исторический опыт показал, что хотя отдельные глупости имеют место, с наибольшей вероятностью чиновник говорит дело.

Очень рекомендую прочесть весь разговор по ссылке, и другие материалы Ланькова (ссылки там же внизу).

links, culture

Previous post Next post
Up