Я ведь раньше привык так - если кто не согласен c оппонентом и свое несогласие высказывает, то тут примерно как на войне, то есть противник должен быть уничтожен или выведен из строя. Ну, конечно, могут быть всякие дипломатические и академические условности, типа "уважаемый имярек, мы прочли Вашу статью и высоко оценили оригинальность Вашего
(
Read more... )
Со временем человек (как минимум, человек обладающий рефлексией) понимает, что истина никому непосредственно не дана, и что и сам он, и его противники в споре видят реальность с определенной позиции и через определенную логическую "оптику", которые (позиция и "оптика") как раз в основном и определяют то, какой человек видит эту реальность.
Если человек это понимает, то он понимает и то, что:
- умение занимать разные позиции и использовать разную "оптику" (конечно, осмысленно и к месту) есть ценность;
- взгляд на реальность, полученный с другой позиции и с использованием другой "оптики" может оказаться очень ценным, так как он может давать то, что ты со своей позиции и через свою "оптику" не различаешь (надо только выяснить, действительно ли это оригинальный взгляд или это только заученная и неотрефлектированная перепевка, за которой нет никаких оснований);
- в споре иногда важно не победить, а прояснить основания (т.е. позиции и "оптику") носителей различных взглядов на реальность, различных мнений и т.п.
- носители других взглядов на реальность, способные отрефлектировать собственные основания и отличать собственную "оптику" от реальности, на которую они сквозь нее смотрят, являются очень интересными и ценными собеседниками.
Примерно так.
Кстати, метафора слона и слепцов мне нравится не очень - так как в нее заложена категориальная оппозиция часть-целое, т.е. разница в мнениях объясняется через то, что все видят часть и никто не видит целое.
А ведь часто бывает так, что все видят целое, но по-разному, либо видят разные целые.
Поэтому мне больше нравится именно метафора разных позиций и разной "оптики" (типа, все смотрят на целое, но каждый со своей стороны и через свой бинокль).
Reply
А притча про слона хороша, во первых, своей известностью и своей наглядностью, и в некотором смысле изоморфна оптической метафоре. Ну а если идти вглубь (опять пространственная метафора), то там совсем не только часть-целое, я там у Любарского попытался это высказать.
Reply
С тем что притча про слона широко известна и наглядна, и этим хороша - я согласен.
Но оптической метафоре она все таки изоморфна именно что только до некоторой степени.
И часто получается так, что в ситуацию, в которой надо бы использовать оппозицию объект-проекция, эта метафора невольно привносит именно оппозицию целое-часть. Причем отыграть назад потом бывает сложно именно потому, что она известна и наглядна, да и оппозиция целое-часть более проста для понимания.
А в тех ситуациях, когда оппозиция целое-часть работает, лучше метафоры слона и слепцов, конечно, нет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Что-то подобное я пытался высказать год назад
Reply
Т.е. еще вопрос границ применимости или уместности.
Только я обычно говорю себе, что:
1. Собеседник умен
2. Собеседник добросовестен и не злонамерен (не "скачет" и не играется), а значит обязательно в чем-то прав (в каких-то границах).
Да, и отсюда прямой выход на поиск этих границ (первый шаг, конечно, поиск того, в чем есть согласие - по вашему, центра мысли).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я, действительно, говорю больше о логике, а Вы затрагиваете что-то экзистенциальное (или интенциональное).
В общем, надо подумать.
Reply
Вы не могли бы здесь нескоько развернуть высказанную Вами тогда точку зрения? Я, по обыкновению, перевираю и уупрощаю ее, очевидно.
Reply
Reply
Сразу встают (передо мной) вопросы, на которые...
- очевидно, что расширение себя (или, в рамках данной модели, своей точки зрения) есть необходимое следствие употребления слов, т.е., такой штуки, которая не может не обобщать, как ни оговаривай;
- т.е., я должен понимать, что я не могу не ошибаться. Но все время понимать это дело я не могу, потому что это значит, что я все время "имею память смертную";
- тогда на следующем шаге встает вопрос о необходимом риске и моей ответственности за последствия этого риска;
- р-раз! и привет атеистам.
Reply
Leave a comment