О добровольности и культуре

Nov 12, 2004 14:26

Меня порадовало (и даже приятно удивило) , что pargentum считает понятие добровольности культурно обусловленным. Это шаг в правильном направлении (надеюсь, не последний). Но конкретный способ выстраивания этой связи (через критерий ненасильственности и правомерности) мне не кажется удачным.

О насилии и праве )

thought

Leave a comment

Comments 5

pargentum November 12 2004, 04:48:18 UTC
>Если говорить о праве (т.е. о формальном праве, а не о Высшем Законе) то разграничение "правовой - неправовой" тоже не дает необходимой грани - возможны вполне правовые методы шантажа (взять, например, взаимоотношени корпораций с защитниками прав потребителей). Споры о том, что это право на самом-то деле неправильное (навязанное государством, связанное с ложными экономическими теориями и т.п.) можно вести долго, но мне кажется, что это путь не туда ( ... )

Reply

a_bugaev November 12 2004, 05:33:23 UTC
Насчет ханжи и соблазнительных женщин - не согласен.

Мне кажется, существенно именно то, что человек, который делает тебе что-то неприятное, тем самым намеренно (сознательно, целенаправленно) подталкивает тебя к действию (а не просто к переживанию, например, зависти или вожделения). Причем к такому действию, которое твое положение ухудшает, то есть без воздействия внешней воли, без создания таких особых обстоятельств я бы сам по себе такого действия не совершил.

Конечно же, это не определение, это попытка описать ощущения от ситуации. И несложно будет придумать ситуацию, которая формально подходит под написанное мною, но я бы ее не назвал недобровольной. И в этм смысле дать определение не выйдет.

Reply

pargentum November 12 2004, 09:03:27 UTC
>Мне кажется, существенно именно то, что человек, который делает тебе что-то неприятное, тем самым намеренно (сознательно, целенаправленно) подталкивает тебя к действию (а не просто к переживанию, например, зависти или вожделения). Причем к такому действию, которое твое положение ухудшает, то есть без воздействия внешней воли, без создания таких особых обстоятельств я бы сам по себе такого действия не совершил.

Ну, например, два соседа, которые, из зависти друг к другу, но сознательно, приобретают себе за большие деньги ненужные прибамбасы - они друг друга насильственно принуждают или нет?

Ну и с насильником тоже - он ведь, во первых, рискует, что его поймают и посадят, во вторых - может, он предпочел бы по согласию, так ему же не дают (надо думать, по злой воле).

Reply


khein November 13 2004, 09:55:25 UTC
Извините, я не смогла понять, как тут соотносятся понятия "добрая воля" и "свободный выбор"?

Reply

a_bugaev November 15 2004, 00:43:45 UTC
Я про свободный выбор вообще тут не говорил.

Reply


Leave a comment

Up