Меня порадовало (и даже приятно удивило) , что
pargentum считает понятие добровольности культурно обусловленным. Это шаг в правильном направлении (надеюсь, не последний). Но конкретный способ выстраивания этой связи (через критерий ненасильственности и правомерности) мне не кажется удачным.
(
О насилии и праве )
Comments 5
Reply
Мне кажется, существенно именно то, что человек, который делает тебе что-то неприятное, тем самым намеренно (сознательно, целенаправленно) подталкивает тебя к действию (а не просто к переживанию, например, зависти или вожделения). Причем к такому действию, которое твое положение ухудшает, то есть без воздействия внешней воли, без создания таких особых обстоятельств я бы сам по себе такого действия не совершил.
Конечно же, это не определение, это попытка описать ощущения от ситуации. И несложно будет придумать ситуацию, которая формально подходит под написанное мною, но я бы ее не назвал недобровольной. И в этм смысле дать определение не выйдет.
Reply
Ну, например, два соседа, которые, из зависти друг к другу, но сознательно, приобретают себе за большие деньги ненужные прибамбасы - они друг друга насильственно принуждают или нет?
Ну и с насильником тоже - он ведь, во первых, рискует, что его поймают и посадят, во вторых - может, он предпочел бы по согласию, так ему же не дают (надо думать, по злой воле).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment