Надо бы написать подробно, когда будет время.
Но сейчас - главную мысль. Для математика естественную, для философа, видимо, тоже.
Если мы исходим из системы аксиом и выводим из нее следствия и теоремы, то в самом лучшем случае (когда все строго и без ошибок) мы получим утверждения не о реальных объектах, а об объектах идеальных. Для "
(
Read more... )
Потом я заметил ссылку и понял, что вы мое возражение таки читали.
Давайте по порядку.
Идеальные объекты можно моделировать при помощи других идеальных объектов. При этом достижимо точное, совершенное моделирование, причем даже моделирование в две стороны - объект A является точной моделью объекта B и наоборот, например, точки на прямой совершенно моделируют действительные числа, а точки в пространстве - вектора.
В своих рассуждениях вы упустили важнейшую особенность человеческого действия: это событие, которое одновременно является и реальным, и идеальным (чем не могут похвастаться ни математические объекты, ни, скажем, предметы изучения естественных наук). Будучи идеальным, действие допускает точное описание при помощи других идеальных объектов. Будучи реальным, оно избавляет нас от проблемы интерпретации аксиом.
За выверты ответите.
Reply
Reply
1а. Если бы я хотел построить лодку, я бы озадачился лодкой, которая плавала бы и не тонула.
1б. Дикарь строит лодку, которая плавает и не тонет.
2а. Если бы я хотел построить лодку, которая плавает и не тонет, и не имел бы при этом возможности или желания изучать теорию метацентров и все такое, я взял бы готовую лодку, которая плавает и не тонет, и постарался бы сделать насколько это возможно точно такую же.
2б Дикарь строит лодку по образцу, который принят в их племени. Известно, что лодки, построенные по этому образцу, плавают и не тонут.
То есть дикарь делает ровно то же самое, что стал бы делать я на его месте, но объясняет свои действия иначе. Что, по вашему, логичнее:
1. предположить, что фундаментальная логика его рассуждений отличается от моей или
2. что он думает, в принципе, так же, как я, а различия в самоописании наших действий объясняются несовершенством перевода (как чисто языкового, так и между категориальными системами самоописания)?
Reply
Reply
Это, строго говоря, предположение, да.
Просто интересно, как вы верифицируете любое другое утверждение, могущее служить ответом на вопрос, "как думают и действуют другие люди", учитывая возможность, что эти люди могут искренне заблуждаться и/или сознательно лгать при самоописании.
Reply
Reply
Нет, хорошо, банкуйте - вы действительно нашли единственное узкое место в праксеологических рассуждениях. Хотелось бы узнать, что вы можете построить, исходя из предположения, что другие люди думают принципиально иначе, нежели вы, но сохранив остальные - действительно надежные - праксеологические постулаты в неприкосновенности.
Я подозреваю, что вы сможете построить только то, что Мизес называет комплексом диктатора: если я способен к целеполаганию и целенаправленному поведению, а другие люди - нет, то я имею право и в каком-то смысле даже обязан подчинить других людей (и то, что ими управляет) своим целям и желаниям.
Reply
Reply
Хм.
Обратите, кстати, внимание, что я умышленно избегаю суждений о том, почему вы не желаете меня понимать - я от вас от самого пытаюсь добиться ответов, что именно и почему вы не понимаете, а получаю ответ только выкрики, выдернутые из контекста цитаты и постмодернизм. :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Строго доказать это предположение, думаю, невозможно. С одной стороны, как доказать, что табуретка не думает, что она не преследует в своей стоянии на полу никакой цели и не использует никаких средств, не получает никакой прибыли и т.д.
С другой стороны, как сторого доказать, что знакомый праксеолога споря с ним преследует цель (например, переубедить), используется средства (письма, высказывания и т.д.), получают прибыль и убытки (радуется удачам, огорачается от неудач).
В итоге, в реальной дискуссии все равно необходимо обращать к здравому смыслу.
Reply
Leave a comment