Пару дней назад откликнулся в своём ТГ-канале на высказание Алексея Дзерманта о планах развивать в Белоруссии некий интеграционный проект по привлечению поляков и католиков (он отстаивает это намерение как альтернативу «западнорусизму», т.е. укреплению общерусской идентичности с местной спецификой).
... к нам потянулись поляки, не согласные с политикой их правительств на Западе. Этот поток пока небольшой, но качественный и он будет становиться больше.
<...>
Поэтому нам необходимы идеи и подходы в рамках которых мы можем работать и распространять свое влияние как на Западе, так и на Востоке. Это панславизм, социализм, евразийство.
Фрагменты из моих ответных реплик уже попали в ЖЖ-подборки, так что стоит скопировать сюда тексты целиком.
Дзермант
выдал очередную итерацию давно знакомого захода: "мы не русские, мы особенные европейские". Мол, если стараться быть русскими, то этим оттолкнём поляков и литовцев, а мы их хотим привлекать и интегрировать. Мы ведь особенные, у нас тут будет центр притяжения, мост в Европу, уникальное сочетание и т.д. "Панславизм, социализм и евразийство" в одном флаконе.
Т. е. русским будут внушать, что они не какие-то скучные русские, а этакие восточные европейцы с многовековым магдебургским правом, уникальными культурными отличиями (подставить по списку) и особенной исторической судьбой.
Кончается эта маниловщина с мостом всегда одинаково. Никаких восточноевропейских эльфов из русских воспитать не выйдет, и никаких европейцев / поляков / литовцев этим привлечь не удастся. Там, где вместо выполотой русской идентичности мечтали вырастить некую новую небывалую, получается голое поле, на котором растут любые сорняки. И потом потерявших идентичность бывших русских можно вербовать хоть в украинцы, хоть в литвины, хоть в поморы. Доброжелатели найдутся, и денег дадут, и методички пришлют, и активистов обучат. Ведь планы по деколонизации сами себя не выполнят.
Этих мечтателей ничему не научил опыт СССР с его "новой исторической общностью". А ведь в СССР были куда более мощные средства и для прополки, и для идейной перепрошивки. Но вышел пшик, сквозь который проросли агрессивные национализмы. Всем народам объяснили, кто они есть, и кто во всём виноват (разумеется, русские). А сами русские тридцать лет и три года не могут в себя прийти, не могут осознать, кто они суть. И до сих пор нам объясняют, что и нет никаких русских, а есть этакое особое состояние души, неизвестно какое, но бескорыстное и прекрасное.
Слепые поводыри слепых. И не просто слепых, а специально ослепляемых и одурманиваемых.
Невозможно стать центром притяжения чужих народов, разрушая и раздробляя ядро своего народа.
Тщетно надеяться привлечь и интегрировать чужих, разобщая и дезинтегрируя своих.
Не удастся получить симпатии разрозненных меньшинств за счёт подавления идентичности большинства.
Это относится и к прожектам дзермантов создать привлекательную для поляков Белоруссию, культивируя "панславизм, социализм, евразийство".
Это относится и к планам здешних оптимизаторов создать привлекательную для мигрантов Россию, культивируя россиянство и сто народов вологодчины.
Так вы и чужое не соедините, и своё погубите.
Ну и сопровождается это всё привычными страшилками про злобных русских этнонационалистов с черепомеркой. Как будто выбор только из двух вариантов: либо расист с черепомеркой, либо "состояние души". Как будто любой, кто отстаивает русскую этнокультурную идентичность, мечтает возглавить госкомитет по контролю чистоты крови и загнать несчастных инородцев и полукровок в гетто.
Беда наша в том, что именно такая дихотомия в национальном вопросе культивировалась среди русских весь советский период. Мы её унаследовали и до сих пор не преодолели.
И до сих пор многие не поймут, что нация - это не мечта нацистов. Что нациестроительство - это не разделение на чистых и нечистых и не строительство концлагеря для инородцев. Что у этих слов есть вполне достойное европейское понимание, от которого мы были искусственно отрезаны.
Но тема действительно сложная, и не только потому, что там накручены ложные трактовки, а потому что сам её предмет непростой. Потому что это не что-то, на что можно указать пальцем (смотри, вот это стул), и не что-то, что можно изготовить по чертежам, как делают стулья и столы.
Я не знаю такого краткого и простого текста, который объяснял бы любому, что такое нация, зачем она нужна и как её делают. Нет, текстов-то много, но они все либо проблемные и полемические, либо упрощённо-агитационные. И ни то, ни другое не годится для изучения за десять минут.
Но есть авторы, которые на эту тему говорят и пишут со знанием дела, и которые умеют объяснять суть проблемы. Во всяком случае это те авторы, которые помогли мне разобраться в этой теме.
В первую очередь это Михаил Ремизов, Олег Неменский, Егор Холмогоров, Алексей Миллер, Андрей Тесля.
Но если кто решит ограничиться одним текстом, то лучше всего прочитать статью Михаила Ремизова
"Пять причин быть русскими" Дальше ссылки на мой ЖЖ, там собраны ссылки и приведены фрагменты из текстов, которые мне помогли.
https://a-bugaev.livejournal.com/905353.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/945209.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1018411.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1127017.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1160109.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1166612.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1166949.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1197393.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1199285.htmlhttps://a-bugaev.livejournal.com/1242838.html Да, там много ссылок и очень много букв. Но лучше взять на себя труд разобраться, чем тридцать лет повторять глупости про черепомерку.
... написал я не столько про Дзерманта, сколько про представленный им пагубный подход.
И разумеется, Дзермант в этом деле не автор, а скорее популяризатор.
Но и сами эти игры в особенность Белоруссии вызваны не желаниями левой ноги Лукашенко, а внезапно случившейся независимостью и государственностью, для которой нужно было найти какой-то особенный смысл. Потому что иначе нужно объяснить себе и другим, зачем существует это государство отдельно от России.
И отсюда и все эти игры в как бы союзное государство, но при этом без уступки суверенитета. И пресловутая многовекторность, и игры в культивирование литвинизма, и преследование тех журналистов, кто неправильно писал об этих играх. И все эти заявления про "чужие войны", в которых пришлось участвовать Белоруссии не по своей воле.
Ну и выпрашивание кредитов, как же без этого.
Вот вся эта бодяга, которая длится уже почти тридцать лет, вырастает из неопределённости базового вопроса о сути и смысле белорусского государства.
Но нужно признать, что это ещё цветочки. А могли бы быть и ягодки. Минский недомайдан 2020 года показал, какие там росли ягодки. И неонацистский полк имени Калиновского, воюющий за Украину, тоже показал.
Белорусский змагарский национализм подобен украинскому радикальному национализму. Прикормить и приручить его нельзя, т.к. весь смысл его - быть не русскими, говорить не по русски и бороться против русских. В их проекте у Белоруссии есть отчётливый смысл - быть европейским форпостом против России. И в этом они подобны своим украинским собратьям из Азова, только труба пониже и дым пожиже. Настоящих буйных мало. Пока мало. Но если власти продолжат подращивать и подкармливать "умеренный национализм", продолжат дистанцироваться от России и русской идентичности, то траектория развития этого умеренного змагарства предсказуема: украинские товарищи показали пример.
Ну а России, чтобы стать привлекательной и притягательной для русских жителей соседних государств, нужно не играть в россиянство и многонационалию, а сохранять и укреплять русскую идентичность своего государствообразующего народа. Который в недавнем указе президента наконец-то назвали по имени. На третий год войны, когда русских преследуют и изгоняют, обстреливают и убивают, наша верховная власть наконец-то осмелилась заговорить о русском народе и его интересах.