Из обсуждений вокруг 23 февраля

Mar 10, 2023 23:31


(Сохраню тут несколько своих реплик из ТГ по поводу отношения к советским праздникам и советскому наследию. Непосредственным поводом стала реплика Дмитрия Ольшанского про выбор между празднованием 23 февраля и памятью про начало Ледяного похода 22 февраля).

Read more... )

ideology, history, thought

Leave a comment

Comments 14

oboguev March 10 2023, 22:16:45 UTC
> И отсюда прямой переход к п. 1, что закольцовывает эту систему представлений и делает её самоподдерживающейся

Круг-то разрывается тривиально: Королёва я уважаю как русского подсоветского (а не советского) человека, а 9 мая -- в русском, а не в советском значении.

Королёв и 9 мая в русском контексте имеют иное значение и смысл, чем в советском, и представляют не советские ценности, а антисоветские.

Reply

a_bugaev March 11 2023, 09:22:31 UTC

Но для этого нужно иметь содержательную систему представлений, в которую события 20 века будут осмысленно вписаны. Свою систему (выработанную годами чтения и споров), или полученную в эрзац-варианте от каких-нибудь идеологов-популяризаторов.

Возвращаемся к тому, о чём шла речь в предыдущей записи. Общего и распространённого "русского мифа" не наблюдается, поп-варианты и их пропагандисты есть, но процесс пока в начальной стадии (да и с качеством не очень, честно говоря). А самостоятельно выработанные системы - это всегда штучные примеры, и роль могут сыграть только при очень благоприятных обстоятельствах (известность и авторитет автора + активная группа последователей и популяризаторов + благоприятная среда для распространения).

Reply

oboguev March 11 2023, 10:34:58 UTC
Это само собой разумеется, что массовые представления зависят от ресурсов вкладываемых в пропаганду систем воззрений.

При не то что вкладывании ресурсов в пропаганду русской национальной системы воззрений, но при её активном подавлении и пропаганде советской системы (см. топонимику в виде метрики) -- доминирование последней закономерно. Но это не идейное доминирование, а ресурсное.

Reply


lipkalapka March 11 2023, 05:56:54 UTC

А у меня вполне дурацкий вопрос - вот мои бабушки с дедушками были без сомнения советскими людьми, а вот были ли они людьми русскими - тут уже вопрос: фамилия одного из дедов чуть менялась, чтобы получить менее «белорусское» звучание. Сколько нас таких бродит по руси с фамилиями на «ко» - а черт его знает. Про людей вроде иностранного агента «Земфиры Талгатовны Рамазановой» - я уже совсем молчу: вопрос нацменьшинств (не тех, которых сложно отличить от «корневой нации», а четко детектируемых) довольно-таки больной.

Власти РФ пытались умело выскочить из ситуации конфликта, придумав новую нацию «россияне» - то есть обратно «бэк то юссэр», вообще степень косплейности путинской России иногда поражает, и мне кажется в этом кроется значительная поддержка его действий среди старшего поколения - «ну добрый же волшебник, подарки из красного мешка тягает, да еще и песню Хиля споет!»

Вообще вопрос нацстроительства - это дело важное и, наверное, нужное - ну должны же как-то люди объединятся в структуры кроме чистого прагматизма, но тут же ( ... )

Reply

a_bugaev March 11 2023, 09:50:52 UTC

Принадлежность к нации определяется не составом крови и тем более не фамилией. Заблуждений на этот счёт масса, и не только на этот, а вообще по теме нации и нацстроительства (например, чем нация отличается от этноса, чем национализм отличается от патриотизма / ксенофобии / шовинизма / нацизма etc.)

Разумеется, ответить в двух словах невозможно. Но есть тексты, где эти вопросы разбираются, есть авторы, которые вполне доступно разъясняют. Рекомендую начать с Ремизова и Неменского.

Reply

lipkalapka March 11 2023, 10:46:01 UTC

Да, да - я знаю, что нация - это не этническое и не биологическое. Но вот в данной (в нашей) ситуации, когда жители Украины стреляют в жителей России и наоборот, а между ними находятся еще и жители лднр - как делить-то на своих и чужих будем? Тому же Жукову мои бабушка с дедушкой родные получаются, а каким-то новоевропейцам из пост-СССР - захватчиками когда-то топтавшими их родную землю.

Мне же кажется позиция «просоветских людей» более людоедской, опять-таки не смотря на то, что у меня прародители были вполне себе советскими людьми. И как тут разбираться - мне за кого быть надо, за белых али за красных?

Reply

wingover March 15 2023, 07:32:57 UTC
Ну так и греческие имена стали русскими. Ассимиляция - дело нескольких поколений. Вы нерусский, но за то, чтобы ваши дети и внуки были русскими? Ок.

"нацстроительство в соседних экс-СССР странах называем нацизмом и фашизмом" тогда и только тогда, постольку, поскольку оно стремится лишить нас наших прав, то есть делает то, за что мы, собственно, и не любим нацизм и фашизм

Reply


alaev March 11 2023, 13:28:41 UTC
- Преодолеть это можно не наскоками, а просвещением, многолетней работой, аккуратным разбором смыслов.

Вот это мысль хорошая.

Reply


ffedd_ya March 14 2023, 09:59:41 UTC
>> Преодолеть это можно не наскоками, а просвещением, многолетней работой, аккуратным разбором смыслов.

Ну а как преодолеть указанные вами три пункта?
1) Уважаешь 9 мая, Королёва и Гагарина? А это советские ценности, значит, должен уважать СССР.
2) Раз нужно уважать СССР и его достижения, то следует признавать прогрессивными принципы советского строя, следует почитать советских вождей и героев, Ленина, Свердлова, Войкова и т.д.
3) Почитание Ленина, Свердлова и т.д. несовместимо с уважением к их противникам - Корнилову, Каледину, Деникину, Колчаку, Врангелю. Все они враги трудового народа, защитники буржуазии, пособники интервентов. Кроме того, эти белые антисоветчики потом ещё и Гитлера поддержали. К ним ещё можно добавить сам факт 70-летнего правления коммунистов и их развитие страны, если отрицать это - то получается, что мы 70 лет шли не туда и занимались не тем, отрицать прошлое своих предков. Мои бабушки-дедушки родились и жили при коммунистах, работали, растили детей, и что - они всё в жизни делали всё не так ( ... )

Reply

a_bugaev March 14 2023, 10:19:12 UTC

Нет, ситуация не патовая.

Выход из неё возможен, но не за счёт оппонирования тезисам, а при опоре на другую систему взглядов на историю СССР (и это должна быть именно связная система, а не просто набор критических замечаний к чужой системе).

Свой подход я пытался изложить. Например, тут:
https://a-bugaev.livejournal.com/1240952.html
https://a-bugaev.livejournal.com/1245823.html
https://a-bugaev.livejournal.com/1283093.html
https://a-bugaev.livejournal.com/1327398.html

Ещё стоит познакомиться с книгой Юрия Слёзкина "Дом правительства" и его концепцией (он рассматривает первоначальный (довоенный) большевизм как милленаристскую секту). Кратко суть концепции можно уяснить из этой презентации.

Reply


Leave a comment

Up