Вижу, многие путают идеологию и риторику с прагматикой и аналитикой. Об этом несколько тезисов (это только моё дилетантское мнение).
0. Мы все сейчас делимся на две категории: те, кто действуют - и те, кто наблюдает (и комментирует).
1. Тому, кто действует, для действия необходимо:
1.1. цель действия (чего хотим добиться)
1.2. знание и понимание обстановки
1.3. анализ (тенденции, ресурсы, возможные сценарии, варианты собственных и чужих действий, выбор оптимальных и запасных вариантов и т.д.)
1.4. постановка задач (последовательность шагов, ведущих к цели)
1.5. проработка плана действий (реализующих задачи и ведущих к цели)
Всё, что перечислено в п. 1, относится к прагматике и аналитике. Тут почти нет места идеологии и риторике. Об это ниже.
2. Место идеологии
Идеология даёт концентрированное и упрощённое (это важно) описание картины мира. Но это не та карта, по которой можно детально планировать маршрут. Скорее это система координат, базовых ориентиров.
Такая картина мира необходима главным образом для постановки цели (п. 1.1). Дальше - идеология должна молчать, работать должен разум.
3. Место риторики.
Риторика - это инструментарий для убеждения. Тот, кто говорит, использует риторические приёмы, чтобы эффективнее убедить слушателя.
В схеме, описанной в п. 1, нет места для риторики. Общение в процессе анализа, постановки задач, проработки плана - это общение рациональное и прагматическое. Там важен логос (опора на разум), и не нужен пафос (апелляция к чувствам).
Так где же место риторики?
При реализации плана действий нужно организовать и мотивировать участников. Убедительно рассказать про цели, чётко и ясно сообщить задачи, воодушевить. Приказ, речь перед боем, работа с личным составом.
4. И ещё место риторики
Вспоминаем, что кроме тех, кто действует, есть ещё те, кто наблюдает с нашей стороны и те, кто на стороне противника.
Наблюдателей тоже нужно убедить, причём в военное время требуется делать это быстро и эффективно. Поэтому работает пропаганда военного времени, и вот тут уже самое место риторике (не говорю, что место её только тут, но тут - её центр тяжести).
А аудитория на стороне противника - это в прямом смысле цель, туда бьют из пропагандистских орудий, и градус риторики там зашкаливающий.
---
Нам, наблюдателям, желательно этот расклад понимать и учитывать. И использовать риторику именно по назначению - для убеждения. А для понимания использовать в первую очередь разум.