По ФБ и в ЖЖ ходят яркие фрагменты из писем писателя Ивана Шмелёва, в которых он пламенно восхваляет победы германского оружия в 1941 году и выражает надежду на скорое окончательное сокрушение большевизма
( Read more... )
В подобных спорах люди нередко не могут поставить себя на место человека 1938/39/40/41 года, не могут заставить себя забыть то, чего люди в 1941 году знать не могли
( ... )
Эти соображения понятны и, думаю, известны большинству читателей этого ЖЖ. Повторю, вопрос не в том, чтобы объяснить саму по себе антибольшевистскую позицию Шмелёва, а чтобы понять динамику её проявлений.
Добавлю, моя дополнительная цель в данном случае - показать, как работает однополярная идеологическая система, построенная от Чёрного Полюса. Эта тема, к сожалению, актуальна и в России, и в Европе, и, насколько удаётся разглядеть, в США.
Вы, кажется, не понимаете, что сформулировали довольно чёткий критерий, разделяющий людей. Некоторые руководствуются, некоторые нет. Первые не считают поведение вторых респектабельным. Что до Вашей нескромности - мне дела нет.
Мало кто из людей полностью лишен этого порока. Просто разные мнения близки сердцу разных человеков, и когда они (или "мы", если Вы достаточно самокритичны) их защищают, они не всегда сдерживают свои высказывания умовым пониманием проблемы.
Во многих случаях нет и понимания, но я говорю только о тех, кто понимает, но все же остается обычным страстным человеком. Разумеется, некоторые могут быть свободны от этого греха. Я обычно прошу их о предстоятельстве пред Господом. :)
Мне кажется, что очень многое в таких дискуссиях объясняется гораздо проще - воспитанием. Мы воспитаны видеть в большевиках мудрых, хотя и тяжелых на руку, строителей нового в замен насквозь прогнившего старого.
Эта мысль не создана в идеологическом отделе ЦК. Это вполне себе дореволюционный взгляд русского интеллигента на общество. Это не только "защитный", но и вполне близкий к сердцу взгляд советского интеллигента сталинских времен. Это и обычный "шестидесятнический" взгляд. Современная российская интеллигенция при всей ее либеральности является преемником этих поколений, хочет она того или нет, признает это или нет.
По поводу большевиков сейчас в интеллигенции (если можно это слово употреблять) полный разнобой. От радикального осуждения до почти полного "оправдания" под соусом прагматизма и "исторической необходимости". Причем обе линии часто тоже выстраиваются "от противного", особенно оправдание, отталкивающееся от прямолинейно-антисоветского дискурса ранних 90-х.
Я даже не столько об отношении к большевикам, а об объективных, насколько это понятие здесь применимо, характеристиках росинтеллигенции. Понятно, что монолитов в человеческом обществе не существует, поскольку все люди разные, и всегда есть, хоть и небольшое, но отдельно мыслящее меньшинство. Однако же отечественная интеллигенция в бОльшей степени преемница совинтеллигенции и того, что ей предшествовало - читателей журналов «с направлением», мечтавших увидеть Русь, призванную к топору. Это не обязательно проявляется в осознанной любви к большевизму, но в стереотипах поведения, глобальных взглядах на мир, и т.д. В т.ч. в нелюбимой Вами бинарной оппозиции. Наилиберальнейшая отечественная интеллигенция в полной мере является преемницей совинтеллигенции.
Думаю, это верно для людей, ещё заставших и читавших толстые журналы. Т.е. условно, от 50 и старше.
Более молодые, мне кажется, в массе своей черпали идеи и представления о мире не из книг и журналов, а из электронных медиа и соцсетей. Хотя, конечно, культурная эстафета работает и в этом случае, но многие паттерны, мне кажется, "самозарождаются" снова и снова.
Мне кажется главным образом не самозарождаются, а передаются, так или иначе, поэтому советскость российской интеллигенции еще долго будет с нами.
Естественно, и мои надежды на тех, кому сейчас нет и сорока. Более того, я надеюсь на отмирание не только советскости, но и самого понятия интеллигенции, как хранителя чегототам и судии мира. Посмотрим.
А новое поколение как будто начинает с нуля, в большинстве своем просто не интересуясь историей, и повторяя все общие места и ошибки революционизма и нигилизма позапрошлого века. Как будто не было ни Трифонова и Давыдова, ни Солженицына, ни Вех, ни Достоевского, ни Пушкина.
Reply
Повторю, вопрос не в том, чтобы объяснить саму по себе антибольшевистскую позицию Шмелёва, а чтобы понять динамику её проявлений.
Добавлю, моя дополнительная цель в данном случае - показать, как работает однополярная идеологическая система, построенная от Чёрного Полюса. Эта тема, к сожалению, актуальна и в России, и в Европе, и, насколько удаётся разглядеть, в США.
Reply
>>однополярная идеологическая система, построенная от Чёрного Полюса
Сложная она. Полюс этот постоянно меняется в зависимости от перемещений противника на поле.
Reply
За это я "вас" и недолюбливаю.
Reply
Reply
Reply
Во многих случаях нет и понимания, но я говорю только о тех, кто понимает, но все же остается обычным страстным человеком. Разумеется, некоторые могут быть свободны от этого греха. Я обычно прошу их о предстоятельстве пред Господом. :)
Reply
Эта мысль не создана в идеологическом отделе ЦК. Это вполне себе дореволюционный взгляд русского интеллигента на общество. Это не только "защитный", но и вполне близкий к сердцу взгляд советского интеллигента сталинских времен. Это и обычный "шестидесятнический" взгляд. Современная российская интеллигенция при всей ее либеральности является преемником этих поколений, хочет она того или нет, признает это или нет.
Reply
Reply
Reply
Более молодые, мне кажется, в массе своей черпали идеи и представления о мире не из книг и журналов, а из электронных медиа и соцсетей. Хотя, конечно, культурная эстафета работает и в этом случае, но многие паттерны, мне кажется, "самозарождаются" снова и снова.
Reply
Естественно, и мои надежды на тех, кому сейчас нет и сорока. Более того, я надеюсь на отмирание не только советскости, но и самого понятия интеллигенции, как хранителя чегототам и судии мира. Посмотрим.
Reply
Reply
Leave a comment