Полагаю, противоречия между письмом Л.Андрееву и мыслями времён Второй Мировой нет. Или, вернее, оно в частностях, а основная мысль та же. Есть необходимые, но грешные занятия - исключающие попадание в число избранных, а там 144 000 мест всего, согласно Откровению. Поэтому пускай банкир грешит стяжанием, но обеспечит прохождение платежей, полицейский грешит злобой и властолюбием, но обеспечит безопасность. А аз, праведный, воспользуюсь их трудами, чтобы и на земле прожить скромно, но с комфортом ("курица и творожок"), и в рай попасть, и оттуда наблюдать за тем, как караются грешники. Масштаб, правда, вырос. "Полицейский" должен побороть не просто задержку платежей или пьяного хулигана, а тех, кто вовсе избавил от комфорта и спокойной жизни. Соответственно к нему симпатии больше, а что грешит - значит, не займёт место среди праведных, оставит для Шмелёва лично. Но рассматривать, невзирая на размах грехов, Гитлера, как Дьявола, пусть и выполняющего свою задачу покарания грешников, но на Земле, он не может. Шмелёв не Булгаков, тот, хоть и внук священников и сын богослова, всё же более свободен в доктрине, и "желая зла, творить благое" для него мыслимо, а Шмелёв в пределах ортодоксии, "нельзя изгонять бесов силою князя бесовского". И поэтому вынужден Гитлера трактовать не как дьявола, выпущенного из Ада для избиения грешников, а как благородного, но время от времени грешащего рыцаря в Крестовом Походе, а если совсем уж грехи вопиют - находит им оправдания, как уничтожению евреев, скажем, это-де вообще не грех, это Воздаяние!
"а Шмелёв в пределах ортодоксии, "нельзя изгонять бесов силою князя бесовского". "
Так это людям нельзя. Богу можно попускать любой силе изгонять любую силу. Неужто русские люди 13-17 веков были неортодоксальны? Любой разгром и бедствие они воспринимали как очистительную и/или наказательную кару Божью за грехи, неужели от этого Батый и т.д. становились от этого для них Рыцарями света?)
Так то люди. А то Властители Дум и Аристократы Духа. Правда, во времена Батыя с писателями было похуже, Духом только Церковь заведовала. Первый ярлык, который получил митрополит Кирилл II, освобождал русское духовенство от всех податей и повинностей. Под страхом смерти запрещалось оскорблять Православную Церковь и веру. Митрополит Петр получил от хана Узбека ярлык, согласно которому все судебные дела над духовенством, вплоть до уголовных, подлежали ведению митрополита. ... духовенство «молилось о хане и всем его племени безпечально» Но тут уже не Церковь с иерархией и дисциплиной, тут гении-самосвяты. Могут больше отклоняться от общей линии - не "зло, посланное Господом за грехи наши", а "Рыцарь Господень".
Уточню. В 1243-1245 гг. русские князья - и верховный, Ярослав, и местные, - присягнули Батыю как верховному правителю. В 1252 Даниил Галицкий и Андрей подняли восстание против монголов, но Андрей его немедленно проиграл, Даниил оставался в мятеже, в 1254 отделился от прочей, подвассальной монголам Руси официально, но в 1259, не воссоединяясь с ней, сам вынужден был признать себя монг. вассалом. С этих пор русская официальная традиция, и светская, и духовная, вполне официально числила ордынских ханов "царями", в том числе над Русью (присвоение именно такого титула определялось тем, что русский верховный великий князь приравнивался по рангу к королям, - Даниил и принял в 1254 титул короля, - а тот, кто и ему приходится сюзереном, - того остается считать разве что императором, то есть цесарем - царем), законными верховными правителями Руси (соответственно, и молились за этих "царей") и пока Орда не развалилась в смуте третьей четв. 14 века, оно и не менялось.
Reply
Так это людям нельзя. Богу можно попускать любой силе изгонять любую силу.
Неужто русские люди 13-17 веков были неортодоксальны? Любой разгром и бедствие они воспринимали как очистительную и/или наказательную кару Божью за грехи, неужели от этого Батый и т.д. становились от этого для них Рыцарями света?)
Reply
Правда, во времена Батыя с писателями было похуже, Духом только Церковь заведовала.
Первый ярлык, который получил митрополит Кирилл II, освобождал русское духовенство от всех податей и повинностей. Под страхом смерти запрещалось оскорблять Православную Церковь и веру. Митрополит Петр получил от хана Узбека ярлык, согласно которому все судебные дела над духовенством, вплоть до уголовных, подлежали ведению митрополита.
...
духовенство «молилось о хане и всем его племени безпечально»
Но тут уже не Церковь с иерархией и дисциплиной, тут гении-самосвяты. Могут больше отклоняться от общей линии - не "зло, посланное Господом за грехи наши", а "Рыцарь Господень".
Reply
Reply
Leave a comment