Понял, что забросить ЖЖ на время поста не получится.
Мысли все равно требуют выхода, а четко их сформулировать тоже важно.
Читать френдленту пока не не хочется, потому что я еще не научился воспринимать ее, не выходя из равновесия.
То, что пишу - пишу, в основном, для себя, потому под катом.
">
1)Сформулировал главную проблему - жить в мире, но не проваливаться в него, ходить по воде.
Ключ к этому - молитва, потому что Бог - единственная опора.
Опять к вопросу о времени - действительно очень похоже на реку. Если не предпринимать особых усилий - плывешь по течению, хорошо если не тонешь. А когда собираешься для молитвы - будто ухватился за ветви склоненного над водой дерева, и река обтекает твое тело, пытается унести с собой. Впрочем, эта аналогия неполна, тут только о человечском усилии, а о Боге не слова, но буду говорить только о том, о чем могу.
Хождение по воде, непрестанная молитва, жизнь вечная... Еще раз убедился, что важна телесная составяющая. Не как двигатель, а как гайки, на которых крепятся колеса. Читаю митрополита Антония, он цитирует Феофана Затворника, про то, что человек должен быть весь, как натянутая струна. Встречал это и раньше, но думал об этом в "духовном" смысле. Оказывается, смысл самый прямой. Хотя бы правильная осанка. А еще аккуратность. Потому что в этом - выход за пределы ситуации, некоторая рефлексия.
А еще контроль за мышлением. По возможности непрестанный. Все это вместе - проявления собранности, трезвости.
2)Сейчас взялся за "Закон Божий" Серафима Слободского. Кто читал, тот знает, для тех, кто не читал - самый известный у нас "Закон Божий". Отец Игорь мне порекомендовал, сам-то я на эту книгу несколько свысока смотрел, кто читал, поймет почему.
Сейчас меняю свое отношение. Не от большого ума я так на нее смотрел. Очень полезная книга. Причем для "образованных" вроде меня - особенно. Почти ничего нового, но заставляет подумать о самых простых вещах.
Я бы совсем новоначальным, которые еще твердо не решили быть православными во что бы то ни стало, Слободского не посоветовал - соблазнятся еще с предисловия, где пишется о наложении крестного знамения. Мне кажется, что лучше приходить в веру через книги очень глубоких авторов соременности, со всеми их частными богословскими мнениями. Пусть они пишут спорные вещи, пусть где-то перегибают палку, но для начала это все-таки лучше, чем катехизис, этакая "книжка-раскраска", который потом еще надо истолковать и раскрасить исходя из своего жизненного и религиозного опыта. А катехизис и "Закон Божий" более универсальны и обладают большей широтой охвата, чем, к примеру, труды митрополита Антония, но они неизбежно схематичны, и многое нужно домысливать.
3) Из Слободского вычитал одну новую для меня мысль: "Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву."
4) И, конечно, вопросы после каждой главки. Если всерьез над ними подумать, а не искать ответ в тексте главы, то крыша может съехать. Вот например: "Почему все мы, люди, рождаемся грешными?" Ответ, который дает С.С. ("Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха.") требует многих пояснений, в итоге выходишь на размышление о солидарности всех со всеми, об ответственности человека за мир и т.д.
Вот ссылка на "Закон Божий". Почитайте, кому интересно.
http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb.htm