Термин "стримлайн" (или "стримлайн модерн") появился в лексиконе американского английского в начале 1930-х гг., отразив прежде всего тенденции в промышленном проектировании того времени. Думаю, что наиболее важной для понимания генезиса термина стримлайн является научная дисциплина физики - аэродинамика. Исследования в области аэродинамики позволили в конце 1920-х гг. найти новые оптимизированные формы для повышения скорости движения транспортных средств: поездов, кораблей и самолётов. Проверенная научными расчётами геометрия аэродинамических корпусов машин, давшая эффектное сочетание протяжённых прямых линий с мягкими закруглениями, немедленно проникла в новейшие архитектурные проекты. В модернистскую архитектуру также вошли корабельные и авиационные формы - иллюминаторы, защитные структурные ограждения и поручни из металлических профилей, площадки-палубы, лёгкие металлические винтовые лестницы. Стримлайн, таким образом, - не стиль как таковой, а определённая тенденция в рамках довоенных модернизма и ар-деко, связанная с эстетизацией аэродинамики и новейшего скоростного транспорта и стилизацией архитектурных форм в русле производственного дизайна. Если для ар-деко мотивы стримлайна стали ещё одним художественным средством в арсенале целого блока тем и приёмов (орнаменты, архаические мотивы, перекомпозиция и переосмысление ордера и др.), то для конструктивизма и ортодоксального модернизма это явление стало катастрофическим (по мнению многих пионеров Современной архитектуры) уходом от рационализма и функционализма (форма следует за функцией и конструкцией) в сферу эстетизации и поэтизации техники и в сущности - чисто декоративных тенденций в модернизме. Мне кажется, что идеологию стримлайна в частности хорошо отражает простая формула, предложенная Мендельсоном: "функция + динамика".
меня же всегда привлекали не пустые гнутые поручни, а те акценты, которыми обычно богато ар-деко, узловые точки, дающие волю фантазии автора и мастерству исполнителя,
Стримлайн, таким образом, - не стиль как таковой, а определённая тенденция в рамках довоенных модернизма и ар-деко, связанная с эстетизацией аэродинамики и новейшего скоростного транспорта и стилизацией архитектурных форм в русле производственного дизайна. Если для ар-деко мотивы стримлайна стали ещё одним художественным средством в арсенале целого блока тем и приёмов (орнаменты, архаические мотивы, перекомпозиция и переосмысление ордера и др.), то для конструктивизма и ортодоксального модернизма это явление стало катастрофическим (по мнению многих пионеров Современной архитектуры) уходом от рационализма и функционализма (форма следует за функцией и конструкцией) в сферу эстетизации и поэтизации техники и в сущности - чисто декоративных тенденций в модернизме.
Мне кажется, что идеологию стримлайна в частности хорошо отражает простая формула, предложенная Мендельсоном: "функция + динамика".
В дополнение:
Картинки с вариантами проекта почтамта в Неаполе другими работами Джузеппе Ваккаро
Streamline Moderne Design Group Pool @ Flickr.com
Reply
меня же всегда привлекали не пустые гнутые поручни,
а те акценты, которыми обычно богато ар-деко,
узловые точки, дающие волю фантазии автора и мастерству исполнителя,
вообще тут важно не забывать, что в значительной мере
архитектурный стиль опережал эстетическое развитие техники,
и пусть историки автомобилестроения меня поправят,
но машины 1920-30-х нередко выглядели ретроспетивнее сооружений,
восприняв аэродинамичность лишь в конце 1930-х и после войны
http://www.mercedes-benz.hu/content/hungary/mpc/mpc_hungary_website/hung/home_mpc/passengercars/home/passenger_cars_world/heritage/history/passenger_cars/1930-1939.0005.html
Reply
Leave a comment