archi.ru/events/news/news_current_press.html"Ещё в 1985 году Роберт Адам - наиболее успешный из британских классических архитекторов - в своей книге «Классический дизайн конца двадцатого века» (Robert Adam. Classical Design in the Late Twentieth Century) показал, что так называемая «зависимость» эстетики от функции сильно преувеличена: это миф, который модернисты культивируют с целью оправдания своих эстетических идей.
В своей критике модернизма Роберт Адам опирался на более ранние разработки в области теории антимодернизма, в частности на работу кембриджского теоретика архитектуры профессора Дэвида Уоткина «Мораль и архитектура» (David Watkin. Morality and Architecture. Clarendon Press, Oxford, 1977), раскрывшего иррациональную подоплёку модернистской стилистики.
В модернизме, как и в классицизме, форма лишь отчасти является выражением конструкции и функции. В ... деконструктивизме же - форма скрывает конструкцию даже в большей степени, чем в классицизме.
Классицисты неоднократно подчёркивали, что своим послевоенным распространением модернизм обязан не столько свежим идеям, сколько крупным корпорациям, по ряду соображений, политическим и рекламным, адаптировавшим этот стиль в качестве своего брендa. Для европейских и американских городов такая адаптация означала гибель исторического наследия, а для архитекторов - остановку в творческом развитии, по меньшей мере, на 30 лет.
Только начиная с 1970-х годов, с ослаблением доктрины модернизма и появлением постмодернизма, вызванного к жизни скорее давлением классицистов, нежели пресловутой постмодернистской «иронией», искусство вновь приобретает вариативность. К началу 1980-х годов ловкие дельцы-постмодернисты, такие как Филлип Джонсон (Philip Johnson) или Роберт Стёрн (Robert Stern), умело выкрадывают идеи классицистов и включают их в коммерческий оборот.
Однако уже конец 1990-х годов знаменует политически мотивированный возврат к модернизму, спровоцированный несколькими факторами. Среди них - поиск нового современного образа Великобритании, инициированный лейбористским правительством Тони Блэра, а также стремление немецкого правительства «омолодить» посткоммунистический Берлин. Тяга эстеблишмента к насильственной реинкарнации модернизма простимулировала окончательный выбор многих вчерашних постмодернистов,
таких как Рикардо Боффил, в пользу коммерческого модернизма. В то же время многие из них, такие как Леон Крие, окончательно порвали с постмодернистским компромиссом и устремились в сторону классики.
Боясь исторического переосмысления - а то и полного забвения - модернизма, его адепты отчаяно пытаются с помощью такого рода реабилитационных публикаций найти место ещё одной ошибочной теории XX века в «пантеоне» исторических стилей.
И всё-таки, несмотря на сопротивление эстеблишмента, западные классические архитекторы медленно, но верно отвоёвывают себе место на рынке современного строительства. В 2002 году 100 британских архитекторов отказались платить членские взносы Королевскому институту британских архитекторов (The Royal Institute of British Architects, RIBA) до тех пор, пока RIBA не включил в свой план рыночное продвижение классической архитектуры, создав подразделение традиционных архитекторов (Traditional Architects Group). Кроме того, новый президент RIBA способствовал добавлению нового балла к традиционной 3-х балльной шкале оценки памятников архитектуры: теперь архитектурные здания-вандализмы 1960-х годов будут помечаться знаком «Х», то есть «снос»."
вообще статья гениальная,
только, на мой взгляд, стоит Традицию понимать расширительно, вплоть до ардеко